"Привязанный" пассажир в МЧС не нуждается

Лишь половина россиян считает, что в автомобиле надо пристегиваться ремнем безопасности, находясь на заднем сиденье. 23 процента этого никогда не делают, а 17 процентов пристегиваются в зависимости от обстоятельств. Между тем, цена этого вопроса — десятки тысяч жизней, которые можно было бы спасти, соблюдай участники дорожного движения правила.

"Какой же русский не любит быстрой езды", — писал великий писатель Николай Гоголь в одном из своих бессмертных произведений. За более чем полторы сотни лет, прошедшие с того времени, привычки россиян изменились мало. Изменилось другое — скорость, которую позволяют развить современные транспортные средства. Даже на "допотопных" "Жигулях", уходящих в историю, можно выжать полторы сотни километров в час, большинство же современных автомобилей без особого труда могут нестись со скоростью и 200, и даже 300 километров. К сожалению, во всем мире сохраняется актуальность и другой максимы классика — насчет "дураков и дорог".

И даже если дороги кое-где начинают напоминать европейские автобаны, то дураков, несущихся по ним с запредельной скоростью, все равно искоренить не удается. Да, впрочем, они сами себя потихоньку искореняют (увы, не только себя, но и соседей по дороге тоже) — число жертв ДТП в России в год составляет около четверти миллиона человек, из них со смертельным исходом — около 30 тысяч. И львиная доля последних приходится на превышение скорости. К счастью, прогресс в автомобильной сфере не обошел и сферу "форс-мажора". Вот уже более полувека назад были изобретены "ремни безопасности", в разы повышающие шансы на выживание попавших в автоаварии водителей и пассажиров.

Конечно, при лобовом столкновении на скорости километров так 200 (и даже 120) в час они мало чем помогут, но вот на скоростях пониже…По статистике, до 80 км/час выживают почти 100 процентов пристегнутых, до 100 — чуть меньше. А, заодно, отделываются они куда более легкими травмами.

Например, хороший знакомый автора статьи, возвращаясь с поминок по отцу, последнему остававшемуся у него близкому человеку, уже почти доезжая домой, "отключился" за рулем, не вписался в поворот… В итоге его "Ланос" очень близко "познакомился" с деревом на обочине, вмятина в моторном отсеке была почти метровой глубины, машина перевернулась, через пару минут загорелась…Тем не менее, кузов, пусть и выпущенный на Запорожском автозаводе, но разработанный дизайнерами еще "Опеля" в 90-х годах, столкновение на скорости где-то 80 км/час выдержал без сминания в груду железа. И проезжавшие мимо водители вытащили своего незадачливого коллегу, потерявшего сознание, из разбитой машины за несколько секунд до взрыва бензина. Самое же удивительное выяснилось потом. Пострадавший, несмотря на превращение автомобиля в металлолом, отделался фактически "легким испугом" — небольшим сотрясением мозга, легким ушибом грудной клетки (не о части авто — о ремень безопасности) и ссадиной правой коленки. Из больницы его выписали спустя три дня, правда, дома пришлось поглотать таблетки еще пару неделек, пока организм не восстановился полностью.

Читайте также: Российская борьба за промилле

Между тем, в Интернете без труда можно найти емкое и красочное описание того, что происходит с не пристегнутым водителем при столкновении на такой скорости.

  • спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; 
  • сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристегнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч;
  • спустя 0,039 секунды водитель продвигается вперёд на 15 см;
  • спустя 0,044 секунды водитель грудной клеткой ломает руль; 
  • спустя 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток; 
  • спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;
  • спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад — он уже мёртв.

Ясно, что вовремя среагировать на удар, уперевшись руками, при таком хронометраже никто не успеет. Да и задержать движение тела, ставшего весить 9 тонн (это аналогично падению с 6 этажа), не сможет даже самый крутой культурист или штангист. Не поможет тут и "подушка безопасности". Ее умные инженеры спроектировали так, чтобы в миг опасности она надувалась со скоростью, опережающей движение человека после столкновения. Это, грубо говоря, около 300 км/час.

Конечно, для непристегнутого водителя удар такой подушкой, все же, будет чуть менее травматичным, чем перелом грудной клетки о руль — но, все равно, мало не покажется. Запредельные перегрузки и "тупая травма" все равно могут вызвать несовместимые с жизнью повреждения. Потому "забугорные" машины обычно снабжены "противным" зумом, не утихающим до тех пор, пока пассажиры не пристегнут ремни после посадки. Фирма-производитель заботится о том, чтобы ее меры безопасности не привели к печальному исходу из-за безалаберного игнорирования пользователями технологии их использования. В полной мере вышеуказанная информация касается и пассажиров, находящихся на заднем сиденье.

Удар с силой в 9 тонн о спинку сиденья переднего, пусть даже немного подавшегося вперед — это тоже и внутренние кровотечения, и перелом ребер, и сотрясение (обычно — ушиб, более тяжелая степень) мозга. А если "повезет" встретиться со злосчастной спинкой носа, его косточки запросто могут проломить тоненькую "решетчатую кость" и войти в мозг — что обычно вызывает мгновенную смерть. Кстати, такой смертельный удар по носу потому и широко применяется в восточных и прочих единоборствах.

А еще не стоит забывать и о возможных повреждениях водителя и переднего пассажира, когда в их спину ударят 9-тонные "болванки", в которые мгновенно превращаются пассажиры задние. Так что последним надо думать не только о себе — но и о соседях по авто. В противном случае, спустя мгновения после аварии, думать будет уже некому. Кстати, небольшой штрих в тему — обычный ремень безопасности спасает задних пассажиров от многих неприятностей — но, увы, не от всех. Для гораздо более полной гарантии необходим еще и подголовник заднего сиденья — или, хотя бы, достаточно высокая спинка последнего, на которую можно положить голову. Это приспособление — не только для того, чтобы пассажир мог с комфортом подремать. Водителю, вообще, спать за рулем не положено — однако ж подголовник есть и у него. Просто без этого предмета при столкновении у жертвы ДТП ее голова после кратковременного броска вперед, тут же возвращается назад, запрокидывается, переразгибается в шее, подобно хлысту…

В итоге происходит так называемая "хлыстовая травма" — перелом шейных позвонков, нередко — с разрывом спинного мозга. А это — тетрапарез, потеря контроля над всеми четырьмя конечностями, инвалидность первой группы, причем, почти без надежды на выздоровление на фоне наличных методов лечения. Если же на пути у затылка пострадавшего окажется подголовник — сотрясения мозга, конечно, от мощного удара не избежать, но это несравненно "меньшее зло", чем "хлыстовая травма".

Читайте также: Снег и алкоголь: трагедия с 11 жертвами

А теперь давайте прикинем, сколько жизней и здоровья жертв ДТП можно было бы спасти, выполняй последние правила дорожного движения, в том числе и в плане пристегивания ремнями безопасности? Допустим, из 30 тысяч погибших это будет не ровно половина, ведь часть из них носились с такими скоростями, что никакие ремни не спасут. Но, все же, тысяч 10, наверное, могли бы остаться в живых. А сколько людей могло бы сохранить здоровье, отделавшись более легкими травмами из 250 тысяч оставшихся в живых после аварий…

Увы, цитированный опрос убедительно показал — добрая половина россиян так и не осознало, что в плане использования ремней "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Не сделаешь заветного щелчка — в случае аварии тебе не поможет ни ГАИ, ни "подушки безопасности", ни самая надежная страховка, ни самая современная и дорогая медицина. Впрочем, для успокоения совести ленивые или желающие большего комфорта во время езды люди нередко ссылаются на случаи, когда ремни якобы могут навредить. Типа, "а если машина в воду упадет, и я не успею отстегнуться" или "лучше вылететь из авто через разбитое переднее стекло — и тем избежать риска сгореть в ней".

Хотя по реальной вероятности таких событий, да еще с благополучных исходом (вряд ли удастся выжить, пролетев несколько метров через лобовое стекло, при падении на землю сломав шею или ударившись головой) такие "размышлизмы" более напоминают чистой воды фантастику, причем малонаучную. К сожалению, настрой значительной части автомобилистов и их пассажиров так и продолжает описываться в терминах старой русской поговорки: "Пока гром не грянет — мужик не перекрестится". Расплатой же за такое отношение становятся десятки тысяч жизней и потерянное здоровье у гораздо большего количества жертв ДТП.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


А. Чуйкин. Почему страшно за рулём в России.
Комментарии
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Мальчик из созвездия Девы
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Лондон снял шляпу перед российской армией
Франция стала чемпионом мира по футболу
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
ВЦИОМ рассказал, за кого будут переживать россияне в финальном матче ЧМ-2018
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
Пенсионеров начали "вязать" за протест против пенсионной реформы
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Южная Корея обвинила Россию в нарушении ее границ
Лавров проговорился: что Путин хочет получить от Трампа