Напротив екатеринбургского храма нарисовали карикатуру на патриарха

Стрит-арт: между славой и тюрьмой

К сожалению, сейчас новости об осквернениях храмов (не только православных, но и других конфессий), а также убийствах священников стали не редкостью. И к появлению подобных статей в рубрике "Происшествия" новостных порталов все уже давно привыкли. Однако на днях осквернители нашли другой — "креативный" — способ высказать свое отношение к Церкви и служителям культа. Они начали рисовать карикатуры на Патриарха.

21 июля напротив Храма на Крови в центре Екатеринбурга появилась карикатура на Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Неизвестные художники изобразили Патриарха в виде копилки: в его головном уборе сделана прорезь, в которую нарисованная выше рука кладет монету. Как передает корреспондент "Нового Региона", карикатура исполнена в жанре граффити и нанесена на стену лестницы.

Стоит отметить, что черты карикатурного лица очень схожи с чертами лица Патриарха, при этом рядом с картинкой находится подпись к "художеству" — "PTRK". По мнению тех, кто в теме, автор даже не скрывается. "Это Слава PTRK, куратор отделения "ТРАФФАРЕТ" фестиваля "СтенограФФия". Так что я не думаю, что он будет скрываться. Известен он также тем, что его интерактивную работу "Лики Путина" взял к себе в Пермь Марат Гельман", — отмечает пользователь ЖЖ sobakaenot в дискуссии на эту тему, инициированой пользователем mborodin. Примечательно также, что стена, на которую нанесено изображение, выбелена. Скорее всего, авторы сделали это для большего контраста рисунка, выполненного зеленой краской. Некоторые из участников активно утверждают, что "патриарх-копилка" был и раньше на том месте, художник только подновил фон и нанес свежие краски. Между тем, со стороны самого Храма эту "живопись" не видно, так как рисунок очень скромных размеров.

Читайте также: Иск за богохульство. Кто его подаст?

Кстати, сам автор уже даже дал интервью журналистам. Как утверждает PTRK, портрет Патриарха Кирилла он рисовал два раза, также напротив Храма на Крови. Однако изображения были закрашены. Этим летом рядом с "патриархом-копилкой" появился и портрет Кирилла более крупных размеров.

"Сейчас я еще готовлю плакаты с изображением Кирилла в виде копилки — расклею их по городу", — говорит PTRK. По словам художника, для него принципиально, чтобы его художество находилось напротив Храма на Крови. Свой рисунок он обещает повторить снова: "Религия продажна. Это мой способ доносить свои мысли. Кто-то митингует, кто-то пишет статьи, я рисую". По словам PTRK, представители правоохранительных органов ни разу не пресекали его действий.

Это уже не первый случай, когда Храм на Крови подвергается подобному "художественному" осквернению. Утром 25 апреля 2011 года на улице Карла Либкнехта было обнаружено оскверняющее изображение Иисуса Христа. В отличие от "патриарха-копилки", этот плакат был хорошо заметен, так как был размещен таким образом, что находился прямо напротив религиозного учреждения.

Утром 25 апреля текущего года — в день, на котороый пришлось празднование Пасхи, — на улице Карла Либкнехта, близ Храма на Крови было обнаружено изображение, напоминающее Иисуса Христа. Двухметровый рисунок представлял собой силуэт человеческой фигуры, вырезанной из бумаги или ткани. "Бумажный Иисус" воздевал руки к небу, при этом "показывал" средний палец. Плакат был размещен приблизительно между шестью и семью часами утра. "Охрана совершает обход каждый час. В шесть часов плаката не было, а через час охранники его заметили и сразу же обратились в полицию. Правоохранители приехали около десяти часов. Таким образом, изображение провисело около трех часов", — рассказали в храме.

Церковнослужители затруднились ответить, кто, по их мнению, может быть причастен к данному факту вандализма, предположив, что, вероятнее всего, это сделали сектанты.

В тот же день поисками авторов богохульства занялись сотрудники уголовного розыска и Центра по противодействию экстримизму МВД Свердловской области.

28 апреля 2011 года видео о проведении этой акции было выложено в интернет. В начале ролика в кадре появляется логотип "Злые", под которым развернула свою деятельность в Екатеринбурге некая скандальная арт-группа. Ее участникам также приписывается и другая акция — изображения в виде листа конопли на светофорах Екатеринбурга и Челябинска.

"У этих людей нет ничего святого, — заявил начальник пресс-службы областного ГУВД Валерий Горелых. — Это не люди, а твари безбожные. Людьми я бы их не назвал. В день Пасхи это было, по меньшей мере, кощунство. Их не только Бог накажет — это дело времени, — но и жизнь. А милиция делает все возможное, чтобы их найти…"

В тот же день под роликом появился комментарий: "Акция "Иисус в Екатеринбурге" стала последствием борьбы местных жителей с РПЦ, которая решила возвести на площади города храм, ликвидировав имеющиеся там сквер и фонтан. Все попытки возражений РПЦ расценивает как богоборчество".

Читайте также: Основатели религий в реальной жизни: Иисус

 И действительно, в последнее время ситуация между Екатеринбургской епархией и местными жителями заметно обострилась. Причиной тому стало непоколебимое желание служителей Церкви возвести храм в центре города — районе, который является благоустроенным местом отдыха екатеринбуржцев всех возрастов. Жители возмущаются по поводу того, что при принятии решений об изменении облика города с их мнением никто не считается, и Епархия не стремится к выстраиванию диалога, безапелляционно заявляя, что раньше на этом месте стоял храм и теперь долгом перед Богом является его восстановление.

На митинг, прошедший 10 апреля в центе Екатеринбурга, собралось около четырех тысяч человек. Выразить свой протест решению РПЦ собрались не только обычные жители, но также известные общественные и политические активисты, деятели искусства. Так, например, в рядах митингующих оказались декан истфака УрГУ Владимир Бабинцев, депутат гордумы Леонид Волков, драматург Николай Коляда, а также музыкант группы "Чайф" Владимир Бегунов. Кстати говоря, позднее, Бегунов вступится за "Злых" креативщиков.

"В Екатеринбургской епархии реакции на происшествие не последовало", —сообщает "Ура.ру".

29 апреля правоохранительные органы посетили коллектив известного уральского драматурга Николая Коляды, но не с целью прикоснуться к прекрасному. "К нам вчера в театр приходила милиция-полиция. Допрашивали меня. Видел ли я, знаю ли я или кто из работников театра, как 25 апреля напротив Храма на Крови на забор кто-то повесил рано утром большой плакат сатанинского содержания: на нем был нарисован Христос, показывающий всем "фак". Милиционер меня допросил, я сказал — знать ничего не знаю. Милиционер дал мне на подпись протокол, я прочитал и подписал, что "с моих слов записано верно". Там была такая строчка, я чуть не захохотал, читая, строчка, написанная милиционером: "Ничего не знаю, мои работники сделать такого не могли, все сотрудники моего театра свято верят в Господа нашего Иисуса Христа". Я такого не говорил, но исправлять не стал", — пишет у себя в блоге Коляда.

Театр Коляды попал в поле зрения милиции не случайно, на то есть по крайней мере три причины: первая — непосредственная географическая близость театра к Храму на Крови, вторая — возможная причастность к богохульному изображению именно творческого коллектива и третья — участие самого Коляды в митинге против строительства храма.

Читайте также: Иисус в рекламе — залог хорошей прибыли

Вскоре в адрес руководства ГУВД области по интернету поступило письмо от местного блогера по имени Валентин, который выражал свое негодование и требовал отыскать и привлечь к ответственности авторов плаката, иначе грозил самостоятельно разыскать их и наказать, а именно — сжечь. Подобное письмо, по словам пресс-секретаря главка Валерия Горелых, свердловские правоохранители получили впервые.

30 апреля ролик "Злых" был републикован в блоге о екатеринбургском стрит-арте и стал постом номер один среди записей во всех русскоязычных блогах. На эту публикацию откликнулся и Первый канал ТВ. Куратор екатеринбургского международного фестиваля уличной культуры "СтенограФФия" Евгений Фатеев рассказывает: "Мы их заметили давно. Нас привлекла именно отчетливость их социального высказывания. Это что-то достаточно злое, но осмысленное… Мы спорили, стоит ли публиковать его в блоге. Но когда после сообщений о том, что милиция ищет совершивших акцию, в интернете стали встречаться рассуждения о ней людей, которые ее определенно не видели, ролик решено было опубликовать. Была большая дискуссия, причем очень качественная".

Читайте также: Путь воина: вооружен Иисусом и Марксом

Чуть позже, чем через неделю после самого акта вандализма, — а именно 4 мая, — несостоявшийся Александр Иванов, сделавший попытку создать осовремененный вариант "Явления Христа народу" был задержан и доставлен в УВД Екатеринбурга. Им оказался некий Станислав 1987 года рождения, уроженец Каменска-Уральского, студент-заочник Художественного института в городе Шадринске Курганской области. "Художник", решивший устроить себе столь оригинальную выставку, уже дал письменные признательные показания. Стоит отметить, что причиной своего поступка он назвал протест не против решения РПЦ о возведении храма на центральной городской площади, а против платной услуги крещения. По его мнению, совершение данного таинства должно быть для людей бесплатным.

Данная акция вызвала неоднозначную общественную реакцию. Многие, особенно те, кто по роду деятельности принадлежит к сфере изобразительного искусства, настаивали на свободе творческого самовыражения, хоть и не одобряли такой радикальности.

Судя по тому, что уличное богохульное искусство в Екатеринбурге не только не сходит на нет,  но и набирает обороты, остается только ждать, чем же закончится противостояние жителей и Екатеринбургской епархии, не поделивших городскую площадь.

Автор Любовь Головина
Любовь Головина — редактор, журналист, работала в группе выпуска Правда.Ру *
Обсудить