Версии убийства экс-полковника Буданова

В эти часы форумы и блоги рунета переполнены выше виртуальных краев комментариями убийства полковника Буданова. Такое впечатление, что час-другой — и ситуация выплеснется из сети куда-то наружу, захлестнет не виртуальную, а вполне реальную Россию. Ни у кого нет сомнений, что убийство заказное — в таких случаях случайностей не бывает. Подробности самого факта убийства приводить не будем: ими и так переполнен интернет. Да и "Правда.Ру" уже приводила их уже несколько раз за сегодняшний день. Отслеживние этого сюжета во многих интернет-изданиях ведется буквально в он-лайне. Но вот в том-то и дело, что новых подробностей почти не появляется.

Пока СМИ в тех или иных интерпретациях пережевывают то, что уже было озвучено и просит комментариев у известных лиц. Основных версий, озвученных в прессе, пока несколько: месть родственников Эльзы Кунгаевой и месть исламистов в целом. Мы решили спросить мнение тех людей, которые в разные годы знали полковника Буданова или хотя бы были в курсе его судебных дел.

Корреспонденту "Правды.Ру" удалось связаться по телефону с одним из бывших сослуживцев полковника Юрия Буданова, подполковником запаса Николаем Титовым, который проживает сейчас в городе Котласе Архангельской области. Вот что он сообщил: "Вообще-то в полной мере его сослуживцем назвать себя все-таки не могу. Просто несколько раз был временно прикомандирован к его воинской части. Не скажу также, что очень уж хорошо знаю его лично, но все-таки общались с ним, за столом сидели. Сильный, волевой офицер, из тех, про которых говорят: "отец солдатам".

Читайте также: Общественные деятели призывают не допустить повторения беспорядков на нацпочве

Самое главное — чтобы его убийство сейчас не стало неким флагом для экстремистов — хоть исламских, хоть славянских, хоть, извините, с Чукотки… Собственно, вся эта история с якобы изнасилованной и убитой им молодой чеченкой произошла из-за солдат его подразделения — он защищал их от опасности.

Не скрою, когда сослуживцы узнали, что Буданов арестован (а произошло это, честно говоря, очень неожиданно для многих офицеров, что странно — в боевой обстановке все про всех знают заранее), то вообще не поверили. А когда все-таки поверили, все в один голос сказали: "Сдали Буданова самым наглым образом!". Свои сдали, генералы. Ну, может быть, и политики, конечно.

Фото: AP

Вспомните, какой тогда был не военный, а политический момент: разгар второй чеченской, переговоры с "прозревшими" боевиками, поиск опоры на местное население, стремление к перемирию, мечты о мирной жизни и так далее. Именно тогда, по-моему, и началось своеобразное "заигрывание" с наиболее известными главами разных известных чеченских тейпов… Мне самому, как заместителю командира одной из воинских частей, приходилось дважды беседовать о мире со старейшинами, правда, не в том районе Чечни, где служил Буданов.

Честно говоря, я не знаю, убивал ли он молодую чеченку на самом деле. Вполне может быть, что и так. Но ведь шла война. Кто считал русских девушек, убитых боевиками? И вообще — кто там хоть с чем-нибудь считался? Но все-таки: арест и осуждение Буданова было выгодно России в первую очередь именно политически.

Если помните, после шумной информационной компании по Буданову начали налаживаться отношения федерального центра и ременного руководства республики Чечня? Выглядело это действительно как "сдача" Буданова во имя достижения мира. Возможно, это и случайность, но ведь известно, что отец Эльзы Кунгаевой и вообще ее родственники — люди в тамошнем районе Чечни авторитетные.

Когда его осудили на 10 лет, никто особенно не удивился (к тому времени, кстати, я уже уволился из рядов). Честно говоря, я полковнику не сочувствовал. За два года (вобщей сложности) службы в Чечне я довольно хорошо узнал самих чеченцев. Простых, мирных, не боевиков и не шахидов. Гордый и честный народ с обостренным чувством справедливости. То, что так долго не могли с ними договориться о мире свидетельствует в первую очередь о том, что к ним просто-напросто не могли подыскать "ключик". Давайте искать дальше. Может быть, и получится".

Кандидат юридических наук, член Международной коллегии адвокатов Игорь Васильевич Шмидт поделился с "Правдой.Ру" свои мнением по поводу убийства Юрия Буданова: "Мне удалось в свое время лично побывать на одном из судебных заседаний по его делу. По моему мнению, процесс велся очень профессионально, его вина убедительно доказана. Сам Буданов держался на суде достаточно достойно, не нервничал, на вопросы отвечал четко, почти по-военному. Понравилось его лицо: спокойное лицо простого русского офицера, много понимающего и поэтому не суетящегося. Не удивил и приговор — в принципе, наказание адекватно преступлению.

Правда, есть в нашем законодательстве некие противоречия. Время совершения Будановым преступления — это контртеррористическая операция. Но что это — война или все-таки мир? И как нужно было судить Буданова — по законам мирного или все-таки военного времени? Вот ту и кроется вопрос. В общем-то, у нас четко юридически не определено, что является войной, а что мирным временем.

И последнее. В России наступила стабильность, закончился кризис, люди стали жить лучше и, сами понимаете, веселей. Что бы там ни говорили, растет благосостояние. Кому-то это, конечно, не нравится. Интуиция почему-то подсказывает, что убийство Буданова так и не будет раскрыто, как и множество подобных преступлений.

Фото: AP

И как-то не верится, что его совершили чеченцы — ну какой горец будет сжигать дорогую машину и выбрасывать настоящий пистолет. Ну вот не верится, и все! Хотя, конечно, всякое бывает…Не только как юрист, но и как просто гражданин страны считаю, что сейчас самое главное — не допустить никаких волнений по поводу смерти экс-полковника.

Поймите: убийство Буданова в канун Дня России на руку как скинхедам, фашистам, экстремистам, так и исламистам, недобитым боевикам и так далее! Поэтому наши правоохранительные органы должны быть на высоте, пока все это не уляжется. Ну, а как просто человек, просто приношу соболезнования семье Юрия Буданова — не полковника, а человека. Горе есть горе".

Фото: AP

Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России: "Все наше общество, разделившиеся во мнении по поводу ареста и осуждения Буданова, а также всех предшествовавших событий, понимает, что "процесс Буданова" — знаковое событие последних лет. Убийство Буданова само собой возмутит значительную часть нашего народа. На простую кровную месть это убийство не похоже никак. Кого-то явно не устраивает хрупкое затишье и перемирие в нашем Отечестве. Внезапно вспыхивают межнациональные конфликты, начинаются сражения на Манежной площади. Все по тому же сценарию, как и в арабских странах. Вот теперь это убийство. Оно обязательно вызовет определенные репрессивные меры и, не дай Бог, породит народные волнения. Всем общественным организациям, партиям, движениям, при всем накале возмущения этим убийством и, разумеется, соблюдении партийных интересов нужно сохранять хоть какую -то державную выдержку. Пусть этим делом займутся правоохранительные органы, а наше общество обязательно должно наблюдать за этим. То, что наше общество можно назвать "гражданским" только с огромной натяжкой, не избавляет его от этой ответственности".

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России: "Это крупномасштабная провокация, которая должна разжечь гражданскую войну. Нынешнему руководству Чечни меньше всего нужна ликвидация полковника Буданова. Потому что руководство Чечни вовсю отмахивается от приставаний по поводу федерального бюджета, внутреннего администрирования и общей ситуации в республике. В принципе, полковник Буданов — самая меньшая из забот для Северного Кавказа, хотя там о нем знают и для большинства живущих на Северном Кавказе, Буданов — абсолютно отрицательная величина. За этим убийством последует реакция всего того слоя России, которая ассоциируется с полковником Будановым. Это практически все участники чеченских войн, которые воевали там в составе федеральных войск. Генерал Шаманов уже говорил о том, что Чечня ему не простила, и что есть высокопоставленные политики в Чечне, которые "имеют его в виду" и держат на него зло. Смысл сказанного Шамановым был примерно таков. Люди в погонах сейчас ассоциируются с полковником Будановым, которого определенные силы десять лет раскручивали как национального героя. Сегодня предвыборный период, максимальное нажатие на пусковой крючок. Как в прямом, так и в переносном смысле. Буданов — это искра, которая приведет к определенному взрыву. Такой же искрой стал убитый Егор Свиридов. Но если вслед за убийством Свиридова последовали фанатские выступления, то за убийством Буданова последуют провокации совершенно другого рода, еще более жестокие и кровопролитные. Потому что Буданов — это военные. За Свиридовым стояли футбольные фанаты и околофутбольное националистическое движение.

Здесь может быть выступление определенной силовой партии, которая захочет резко качнуть лодку. Вслед за этим выступлением затрясется почва под ногами нынешней кремлевской власти. Возможно, тут задействованы и зарубежные силы, которые заинтересованы во внутренней российской дестабилизации. Чтобы было более наглядно, стоит обратить взгляд на Ближний Восток. Очень много параллельных микросигналов, микрособытий, которые являются пусть и мелкими, булавочными, но все — таки уколами. Это и скандальное выступление кувейтской телеведущей, которая заявила, что в Чечне можно покупать русских пленниц. Можно было бы подумать, что она идиотка, но тогда она была бы профнепригодной. Диагноза "идиотия" у телеведущих не бывает. Кувейт — это прозападное и наиболее близкое к Израилю арабское государство. Его и арабским можно назвать с трудом, после того, как туда вторгся Саддам. Заметьте, не случайно именно Кувейт был избран для такой провокации. Никому не известная до того телеведущая вещает на всю страну о русских пленницах, совершенно определенным целевым образом.Как будто это говорит не арабская телеведущая, а радикальный русский националист, который только тем и занимается, что разводит эту провокационную демагогию. Все одно к одному. Казалось бы, штришок маленький. Но все вместе это — лепестки одного большого цветка, в центре которого — убийство Юрия Буданова. Видно, что это — не совпадения, а постановка огромного конфликта. Конфликт, который крутится вокруг одной темы: отделить ли Кавказ от России, и других тем, которые могут быть развиты совершенно непредсказуемым образом. Если учесть, сколько русских людей хотят запинать ногами олигархов и власть заодно…Учесть "приморских партизан", анархистов… Последствия могут быть не только межнациональные, но и сугубо социальные. Поэтому я думаю, что убийство Буданова — это переход красной черты, за которой нас ждут серьезные события".

Виктор Анпилов, лидер "Трудовой России": "Буду краток. В том, что произошло с Эльзой Кунгаевой и вообще в чеченской войне, виновен, конечно, не Буданов. Виновен другой человек. Бывший Верховный главнокомандующий, который послал Буданова на войну и приказал "мочить всех в сортире". Буданов — офицер, и выполнял приказы главного командования. Это все".

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить