Герцог Люксембурга: главный хранитель христианских традиций в ЕС

Люксембург – возможно, самая необычная страна ЕС. Её правитель Великий Герцог Анри не боится прослыть ретроградом, борясь с эвтаназией. Народ же склонен поддержать ревностного католика-герцога, а не «прогрессивных» депутатов. При этом религиозность не помешала герцогу устроить в стране крупнейший в ЕС оффшор, который обеспечивает причудливой помеси французов и немцев самый высокий уровень жизни в Евросоюзе.

Самая богатая страна Европы по размеру ВВП (около 28 тысяч евро, или 267% от среднего уровня по ЕС) Люксембург неожиданно оказалась в центре внимания. Во-первых, великий герцог Анри согласился урезать свои широкие полномочия. А во-вторых, он сделал то, за что в нынешней Европе принято клеймить как ретрограда: он отказывался подписывать закон о легализации эвтаназии.

Противостояние между парламентом и монархом началось в феврале, когда правительство и парламент Люксембурга приняли закон, разрешающий эвтаназию. В ответ ревностный католик Анри отказался подписывать этот документ. При этом большая часть населения поддержала своего правителя, но парламент пошёл на принцип и урезал полномочия герцога. Теперь он лишился права вето, а Люксембург стал четвёртой после Голландии, Бельгии и Швейцарии страной, где разрешена эвтаназия.

Читайте: Голландия может стать первым исламским государством Европы .

При этом самую большую поддержку герцогу оказала Русская православная церковь и лично Местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. "Ваше решение - пример мужества, верности убеждениям, которым вдохновляются большинство жителей Европы. Верю, что защита традиционных ценностей народов Европейского континента поможет сохранить фундамент нашего общего дома", - написал он в письме Анри.

Великий Герцог Анри – редкий в наше время пример богобоязненного правителя, а не светского льва, чьи похождения на все лады описывают репортёры светской хроники. Он свято придерживается линии всех традиционных христианских конфессий на то, что эвтаназия – это форма убийства. С точки зрения и православной, и католической церкви, забрать жизнь может только Бог. Даже если больному приходится терпеть невыносимые муки.

53-летний Анри взошел на престол 7 октября 2000 года после отречения своего отца – Великого Герцога Жана. Он окончил Королевскую военную академию в Великобритании и университет в Женеве по специальности «политология». Имеет два воинских звания — генерала люксембургской армии и почетного майора парашютного полка Великобритании.

В отличие от гламурных коллег по «монаршьему цеху», среди увлечений герцога нет чего –то выдающегося и скандального — классическая музыка, охота, горные и водные лыжи, плавание, яхты, теннис. Анри – один из главных в мире борцов за сохранение уникальной экосистемы Галапагосских островов в Тихом океане с их знаменитыми птицами и черепахами. Он уже 27 лет женат на дочери кубинских эмигрантов Марии-Тересе Местре. У герцогской четы пятеро детей, и пока ни один из них не дал повода для того, чтобы за него было стыдно.

Можно сказать, что герцогу очень повезло с вверенной ему страной. В Люксембурге проживает 473 тысячи человек. Основная часть населения говорит на люксембургском языке германской группы – уникальной помеси немецкого и французского языков. Сами немецкий и французский являются ещё двумя официальными языками. Подавляющее число верующих — католики, причём процент верующих здесь намного выше, чем во Франции и Германии. Причём не только в среде довольно многочисленных гастарбайтеров из Испании, Португалии и юга Италии, но и «аборигенов».

Люксембург ведёт отсчёт своей государственности с 963 года, а название своё он получил от укреплённого замка Лисилинбург (в переводе - маленькая крепость). C 1308 по 1437 гг. Люксембурги были императорами Священной Римской Империи с 1308 года. Самый выдающийся представитель династии – император и король Чехии Карл IV, правивший в середине XIV века. В состав его владений входили вся современная Германия, Австрия, Чехия, часть Польши, Италии и Словении. При нём в 1354 году графство Люксембург стало герцогством. Другие представители династии сидели на престоле в Венгрии.

В 1477 году Люксембург перешёл династии Габсбургов, а в ходе раздела империи Карла V территория оказалась во власти Испании. В дальнейшем за территорию государстваборолись Габсбурги и французские Бурбоны. В 1795 году Люксембург снова перешёл Франции, а с падением Наполеона французское владычество в Люксембурге закончилось, его судьба была решена Венским Конгрессом 1815 года: Люксембургу был дарован статус Великого герцогства с Вильямом I (представителем династии Оранских-Нассау, королём Нидерландов) во главе.

В 1830 году после образования Бельгии Люксембургу, казалось, была уготовлена участь стать частью этой страны. Но год спустя Россия, Франция, Пруссия, Австрия и Англия решили, что Люксембург должен остаться у Вильяма I и войти в Германский союз. При этом франкоговорящее население было перевезено в Бельгию. В 1839 году часть территории государства вошла в состав Бельгии (современная провинция Люксембург). А оставшаяся часть 9 сентября 1867 года, наконец, окончательно обрела независимость.

В годы Первой мировой войны Люксембург сохранял нейтралитет, правда всё же в 1914 году Германия его оккупировала. В 1940 году Германия второй раз оккупировала Люксембург, и герцогская семья бежала из страны. Нацисты пытались германизировать местноенаселение, и запретили французский язык. Но люксембуржцы сопротивлялись, как могли – за многие века у них сложилось особое самосознание, и они не считали себя ни немцами, ни французами. В сентябре 1944 года страна была освобождена, и вместе с Бельгией и Голландией вошла в созданное объединение трёх небольших королевств – Бенилюкс.

С вступлением в НАТО в 1949 году Великое герцогство Люксембург нарушило свой многовековой военный нейтралитет, а в 1951 году стало соучредителем Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) — первого интеграционного объединения в Европе, положившего начало процессу европейской интеграции и созданию Евросоюза. Кроме того, именно в Люксембурге расположен город Шенген – место, по названию которого называется общая на все страны ЕС виза. Там в 1985 году несколько стран договорились о свободном перемещении рабочей силы, капиталов, товаров и услуг без всяких виз и таможенных досмотров.

Читайте: Кризис заставил гордую Исландию идти на поклон к ЕС .

Люксембург – исторический перекрёсток самых разных путей. Именно поэтому здесь располагаются многие организации ЕС. Благодаря выгодным условиям в столице размещены порядка 1000 инвестиционных фондов и более 200 банков — больше, чем в любом другом городе мира. Именно то, что страна является одним из крупнейшим оффшорных центров мира, обеспечивает её жителям столь высокий доход. Ещё одна статья дохода госбюджета – выплавка стали. По этому показателю Люксембург, несмотря на малые размеры, находится в числе мировых лидеров.

Кроме того, в Люксембурге важное место, уделяется значительное внимание созданию телекоммуникационных сетей и производству аудио- и видеотехники. Выпускаются химические продукты, машины, ткани, стекло, фарфор. Раньше большую роль играла добыча угля, но теперь его значение упало. Много новых предприятий было создано американскими компаниями. Для иностранцев весьма привлекательным фактором является то, что местные рабочие знают несколько языков. При этом граждане других стран могут свободно приобретать недвижимость - налог на неё ниже, чем во Франции, Германии и Бельгии.

Тем не менее, несмотря на обилие денег и искушений, которые они за собой влекут, люксембуржцы являются весьма религиозным народом. Возможно, причина этого кроется в том, что на территории Люксембурга расположено аббатство Клерво – один из важнейших религиозных центров западного христианства. И не в этом ли причина того, что рядом с ним как грибы после дождя не выросли казино, как в Монако? Как и не выросли бесконечные кварталы красных фонарей, как в соседних Голландии и Бельгии? Впрочем, времена меняются, и пример соседей из Бельгии местных депутатов вдохновляет куда больше, чем собственный герцог и знаменитое аббатство.

Однако население остаётся достаточно религиозным, и не приемлет даже эвтаназию (хотя доводы в её пользу также достаточно весомы). Люксембуржцы видят, к каким нехорошим последствиям приводит культ вседозволенности в Бельгии. И им хочется сохранить спокойствие в своей стране на долгие времена. Тем более, что и уровень жизни в ней выше, чем у весьма небедных соседей. А Великий Герцог оказался большим выразителем воли народа, чем вроде бы избранные народом депутаты.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить