Выборы в нижнюю палату парламента в Индии

Индийские выборы перевалили экватор

Отметим, что в Индии в самом разгаре голосование на выборах в нижнюю палату парламента, которое проходит в семь этапов — с 7 апреля до 12 мая (объявление результатов 16 мая). Можно с определенной степенью уверенности сказать, что на этих выборах огромную роль сыграет третья сила, которая перейдет в коалицию либо с "Конгрессом", либо c "Бхаратия джаната парти".

Всего 820 миллионов избирателей имеют право высказать свою политическую волю на 543 избирательных участках. Пока (после четвертого этапа голосования) выборы завершились на 347 участках (одновременно уже прошли выборы в Законодательную ассамблею штата Одиша (бывшая Орисса).

Индия крайне многообразна, сильно варьируется и явка избирателей от 55 процентов в Махараштре и 59 процентов в Раджастхане до 83 процентов в Пудучерри (бывшее Пондичерри), 82 процентов в Западной Бенгалии и 73 процентов в Тамилнаду. Правда, эти цифры будут уточняться в дальнейшем.

Вооруженное насилие в охваченной паранойей безопасности Индии (полиция и спецслужбы очень мало зависят от правительства и парламента, подчиняясь президентской ветви власти) пока на относительно низком уровне — в отдаленном Ассаме в перестрелке убили полицейского, пытавшегося остановить то ли мирную демонстрацию, то ли агрессивно настроенную толпу (интерпретация зависит от источника), а в лесном Джаркханде маоистские повстанцы напали на патруль.

Публикация экcит-поллов до окончания всех раундов выборов в Индии запрещена, в интернете их выложено огромное количество, и решительно все противоречат друг другу. Впрочем серьезные политические аналитики в данные эксит-поллов никогда не верили: цель их организаторов — хоть как-то повлиять на настроение еще не проголосовавших избирателей, а не дать объективную картину, которая в общем-то на этом этапе в практическом смысле никому не нужна.

Читайте также: Индия: какой выбор сделают 800 миллионов?

В условиях однокруговых мажоритарных выборов с большим числом кандидатов, включая и спойлеров, исход выборов часто зависит от доли процента проголосовавших, которые эксит-полы даже технически не в состоянии отобразить, а весь торг начнется после объявления результатов, причем, как свидетельствует опыт, в индийской политике нет невозможных комбинаций. И скепсис тот вполне уместен.

Многие считают, что эти выборы могут позволить положить конец политической дуополии "Конгресса" и "Бхаратия Джаната парти". Многофракционные, сильно фрагментированные парламенты, которые характерны для Индии, в значительной степени отражают разочарование народа. Некоторые даже говорят о "гневе" народа от реальной политики, которая не в состоянии решить основные жизненные проблемы подавляющего большинства избирателей. Простой народ пытается избежать политиканства, цепляясь за традиционные ценности, отдавая свои голоса политикам своего языка, своей религии, своего региона, своей касты.

Ведущая оппозиционная партия "Бхаратия Джаната Парти" во главе Национального демократического альянса, лишившегося своего председателя Нитиша Кумара, когда в 2013 году партия "Джаната Дал" (объединенная) вышла из НДА (после того, как БДжП назвала своим лидером и кандидатом в премьеры главного министра Гуджарата Нарендру Моди, обвиняемого в организации мусульманских погромов в этом штате в 2002 году), сделала ставку на возвращение к ценности и лозунгам крайнего индуистского национализма — Хиндутвы. Полуфашистская массовая организация индусов "Раштрия сваямсевак сангх" (Союз добровольных слуг родины) уже открыто считается союзником БДжП.

Однако неолиберальная экономическая политика НДА по существу ничем не отличается от не менее неолиберальной линии "Конгресса", возглавляющего правительство Объединенного прогрессивного альянса (ЮПА). Индийские экономисты полагают, что для того, чтобы Индия получила статус развитой страны, ВВП Индии должен будет расти на 12 процентов в год в течение по крайней мере десяти лет.

Читайте также: Индия: Самая большая демократия мира

Эксперты БДжП подчеркивают, что это реалистично, но для этого потребуется рост уровня инвестиций с 28 процентов ВВП, достигнутых правительством ЮПА, до 36 процентов.

Третью силу представляют собой региональные партии, партии определенных низших каст и неприкасаемых, левые силы (в широком смысле — включая и социалистов из "Самаджвади парти и Джанаты дал" (секулярной)) и недавно появившуюся популистскую AAM Аадми парти, блестяще выступившую на антикоррупционных лозунгах на региональных выборах в Дели. При этом, если исключить левых, то среди третьей силы тоже нет сильной оппозиции неолиберализму, а противостояние ультраправой, националистической, угрожающей единству Индии позиции БДжП, носит откровенно оппортунистический характер, когда принципиальную позицию всегда готовы обменять на кресла в правительстве штата или федеральном правительстве.

Можно с определенной степенью уверенности предположить, что именно третья сила будет "делать королей", переходя в коалицию либо с "Конгрессом", либо с БДжП, хотя сами представители третий силы не скрывают своих амбиций сформировать правительство большой коалиции без конгрессистов и ультраправых. Занятно, что общепризнанно, что роль посредника при ее формировании (при благоприятном исходе голосования) будут играть коммунисты. Один раз — в 1996 году они уже сыграли эту роль, тогда пост премьера ненадолго занял нынешний патриарх индийской политики лидер Джанаты Дал (секулярной) Дев Гоуда.

Pravda.Ru будет следить за происходящим в этой важной для нас стране.

Автор Константин Гастев
Константин Гастев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить