Можно ли выжить в авиакатастрофе

Пять мифов о безопасности в полете

Крушение лайнера в Тайбее 4 февраля 2015 года, когда часть пассажиров осталась жива и невредима, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то все-таки сумел остаться в живых? Значит, есть-таки шансы выжить. Осталось только понять, как их увеличить. Pravda.Ru изучила историю вопроса, побеседовала с опытными экспертами-практиками, и оказалось, что главное, что помогает пилотам в случае чего спасти ситуацию, а пассажирам остаться в живых, -- отсутствие паники на борту.

Упустим из виду, так сказать, однозначно катастрофичные "летальные" ситуации. Тем более, что они достаточно редки - авиационный транспорт, по статистике, гораздо безопаснее любого другого технического средства перемещения в пространстве. Да и никто ничего не успеет предпринять, если, скажем, в лайнер угодит ракета, выпущенная какими-нибудь, извините, непутевыми украинскими ракетчиками, как это было, скажем, в случае с "Ту-154" 4 октября 2001 года над Черным морем.

Но есть ли, действительно, шансы выжить в авиакатастрофе, где есть хоть какой-то контроль над происходящим -- к примеру, аварийная посадка, разгерметизация кабины, небольшой пожар на борту? Есть ли какие-то особенные правила для пассажиров, которые могут снизить риск гибели при авиакатастрофах?

"Конечно, шанс всегда есть, и на него надо надеяться, - прокомментировал ситуацию в интервью Pravda. Ru заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. - Я приведу такой пример. В 60-х годах наш самолет "Ан-24" на высоте шести тысяч метров нечаянно сбили ракетой наши же. Это было в районе между Кемеровом и Новосибирском. Все погибли, к сожалению, но одна молодая девушка осталась жива, поскольку ее кресло с частью фюзеляжа самолета отвалилось и упало на огромную сосну над тайгой. Затем она упала в глубокий сугроб под этой сосной и жива до сих пор. Представляете, с шести тысяч метров без парашюта. Вот это к вашему вопросу. Что касается катастрофы в Тайбее, то все зависит от того, кто и где находился во время удара самолета".

Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, значит ли это, что есть шансы выжить. Есть ли какие-то правила для пассажиров, которые могут снизить риск гибели при авиакатастрофах?

"Да, правила есть, и их перечисляет стюардесса, объясняя, что надо делать. Летая пассажиром, я отмечаю, что на эти правила никто не обращает серьезного внимания, никто не вслушивается. Это легкомыслие. Никто не знает, что и когда произойдет. Поэтому надо всегда слушать и быть готовым к этому. Предположим, вы летите через водное пространство, отказывают какие-то системы, самолет приземляется на море. И человек, готовый к этому, внимательно прослушавший инструкцию, понимающий, как работать с аварийным сюртучком и надувной лодкой, имеет больше шансов выжить", — отметил Олег Смирнов.

Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, зависит ли от места в самолете личная безопасность.

"Нет, это миф. Некоторые говорят — задние кресла. Все зависит от того, каков характер катастрофы и каким местом самолет коснется при ударе о землю. Но, как правило, в самых тяжелых катастрофах погибают все. Для меня, как командира корабля, все одинаковы, мы все в одной лодке, независимо от того, вы в бизнес-классе или в эконом. При любых отказах я думаю о том, чтобы посадить лайнер так, чтобы сохранить жизнь всем. И каждый командир корабля обязан быть подготовлен к этому. У меня один начальник при этом — Всевышний, в виде гроз, болтанок и струйных течений. Но мы с этим справляемся так, что пассажир даже этого не замечает", — подчеркнул пилот.

"Давайте сначала развеем несколько мифов, которые распространены в первую очередь не среди летного состава, а среди пассажиров, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом Pravda. Ru заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который уже не раз выступал в нашем издании по разным вопросам воздушной безопасности. — Я несколько десятилетий пилотировал авиалайнеры исключительно на дальних маршрутах и с такими мифами, увы, сталкивался не раз.

Главный миф — что пассажир в случае каких-то "непоняток" сможет как-то сам повлиять на полет самолета, выровнять его своими криками и беготней по салону. Поможет только пилот! Летчиков отбирают, в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из которой уже нет выхода…

Увы, самое опасное на борту — это паника. В случае чего необходимо молча пристегнуться, вжаться в кресло, закрыть голову руками и положиться на опыт пилотов. Никаких самостоятельных действий предпринимать не надо! Хотя если человек верующий, может вполне (про себя) прочитать любую молитву, чтобы успокоиться".

Безусловно, авиационные происшествия бывают разные. И далее Николай Лужин очень популярно перечислил основные мифы, которые вредят безопасности.

Первый (о нем, кстати, говорил и наш предыдущий эксперт): нужно стараться занимать места ближе к хвосту самолета или напротив аварийного выхода. На самом деле в большинстве аварийных случаев это не играет особой роли. Гораздо важнее, чтобы все пассажиры не паниковали и в случае чего покидали борт организованно, не толкаясь и не мешая другим.

Второй: стюардессы зачитывают информацию по безопасности перед полетом для того, чтобы покрасоваться перед пассажирами. Ничего подобного! Это делается именно для безопасности. Поэтому лучше не разглядывать фигурку стюардессы, а слушать и вникать, что она говорит, даже если летали уже тысячу раз. Говоря языком психологов, приобщаясь к этой информации, вы участвуете в формировании так называемого победного эгрегора, как бы сулящего удачу. Будьте серьезнее!

Третий: схема-инструкция по безопасности служит только для того, чтобы ей обмахиваться, если вдруг вам стало жарко в салоне. На самом деле, это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — все это вы найдете именно там.

Четвертый: в случае чего нужно расслабиться и плюнуть на все. Наоборот! В аварийной ситуации необходимо сгруппироваться. Иногда на это у вас может быть всего несколько секунд. Кстати, умение быстро сгруппироваться поможет не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.

И, наконец, пятый миф: "откушавшему" алкоголя перед посадкой или прямо на борту всегда больше везет, типа "пьяному море по колено". Ничего подобного! Даже статистика показывает, что нетрезвые люди в авиационных происшествиях, не связанных с полными катастрофами, когда гибнут все одномоментно, получают травмы гораздо чаще. Причина — рассеивание внимания в стрессовой ситуации. Так что "на трезвянку" преодолевать трудности проще.

И напоследок наш эксперт признался, что пошутил: вообще-то, таких мифов не пять, не 25, а гораздо больше, тут уж кто во что горазд — он перечислил лишь самые основные… И еще раз добавил, что пассажирам в первую очередь следует быть внимательными к инструкциям экипажа и четко выполнять все без исключения указания. И это главное!

Читайте также:

Смерть в полете вам не грозит?

Кто стоит за развалом российской авиации?

S7: заявляем одно, делаем другое?  

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *