Политолог: У нас много потенциальных союзников, но они не очень верят в нашу мощь

Главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов рассказал Pravda.Ru, какие союзники есть у России, и что мешает им нам помочь.

— Россия не дала себя деморализовать в украинском конфликте и вчера на СБ ООН показала, что действует строго легитимно. Однако, возможно, теперь надо перейти в наступление и отодвинуть Запад от российских границ. Где искать России союзников? Может быть интересен в этом плане своповый контракт с Ираном, может его форсировать и исключить в дальнейшем влияние санкций Запада?

— Теоретически и такой вариант возможен, это очень любят геополитики, которые рассуждают в категории какие оси, треугольники строить. Предположим, Россия постарается создать некий тандем для Москвы, ось Москва — Тегеран. Но давайте посмотрим, если объединить мощь военную, экономическую, демографическую наших двух государств, не самых маленьких на планете, и тех стран, которые им противостоят, то будет ли союз Исламской республики Иран и России настолько мощным, чтобы идти в атаку, опираясь только вот на этот союз, против государств Североатлантического альянса? Думаю, что сила, которая нам будет противостоять, будет большей, поэтому я, честно говоря, не сторонник выстраивания такого рода альянсов.

Наша политика должна быть более гибкой. У нас есть потенциальные союзники в мире, и их достаточно много. Это Китай, мощь которого куда выше, и потенциально он будет развиваться в сторону увеличения этой мощи. Это те страны, которые пока по разным причинам не активны во внешней политике, если она направлена против США, но в то же время они не хотят и не готовы идти в фарватере политики США. И таких государств довольно много.

Это Индия, да, у нее есть отношения с США, но индусы прекрасно понимают, что они — знаковая сила, самое большое государство в южной Азии, и по всем демографическим прогнозам Индия по численности населения в ближайшем будущем может обогнать численность Китая. В Китае до сих пор действует ограничение по рождаемости, какого в Индии не существует. С Индией у нас отношения неплохие и развиваются они и в области военно-технического сотрудничества. Это государства БРИКС, есть у нас союзники на южноамериканском континенте, есть союзники на африканском континенте.

У нас много потенциальных союзников, но они стараются не "выглядывать", так как не очень верят в нашу мощь, нашу силу и нашу решимость. Когда был СССР, они верили и видели, что СССР их в обиду не даст, что он будет голосовать в Совете безопасности ООН так, как надо, не станет метаться: не голосовать или отказываться от голосования, как это было в случае одной из резолюций по Ливии. Сейчас такой уверенности в четкой позиции России у них нет. Нам нужно создавать эту уверенность, действовать решительно, не ввязываться в авантюры, не соблазняться геополитическими альянсами, тем более, со странами, внешняя политика которых направлена против США.

Ведь есть масса аспектов во внешней политике Исламской республике Иран, которые не позволяют считать, что этот союзник будет всегда безоговорочно рядом с нами. Ираном руководят исламские радикалы, да, они относительно умеренные в настоящее время, но я напомню, что когда свершалась исламская революция в Иране в 1979, то лидер этой революции аятолла Хомейни провозглашал лозунг, что есть "большой Сатана — это США, и есть малый Сатана — это СССР". У нас есть проблемы в двухсторонних отношениях.

Кроме того, есть ниточки, за которые могут дернуть США, чтобы нейтрализовать активность Ирана. Это замороженные с шахских времен многомиллиардные авуары (активы, виды денег, денежных средств, ценных бумаг — прим. ред.), принадлежащие Ирану в западных, в том числе американских, банках. Это интересы западных транснациональных компаний, в том числе нефтяных, они тоже могут поучаствовать в разработке нефтяных богатств Ирана, если внешняя политика Ирана перестанет быть конфронтационной по отношению к Западу и США.

Своповые схемы нужно использовать, но это не та платформа, на которой можно построить прочную внешнюю политику с долгосрочными перспективами.

Мы не должны чураться никаких отношений ни с какими государствами. Но до того как нам стать знаковой силой, еще достаточно далеко, надо очень многое сделать, чтобы исправить ошибки последних 30 лет.

Читайте также: Вячеслав Никонов: Вокруг России много потенциальных союзников

А что вы думаете о последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что будет с Украиной? Что будет с Крымом? Что вы думаете о вводе российских войск в Крым на Украину?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить