Демократизацию задумал еще Сталин - историк

Со времени XX съезда КПСС, известного осуждением культа личности Сталина, прошло 60 лет.

С корреспондентом Pravda.Ru побеседовал историк, писатель, бывший сотрудник внешней разведки КГБ СССР Арсен Мартиросян.

Критика культа личности прозвучала на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда. Желание обсудить культ личности среди избранных, похоже, была вызвана страхом.

"Боялись за себя, за свои шкуры, потому что знали, что затеяли неправедное дело. В конце концов, демократизацию внутриполитической жизни еще Сталин задумал, и это им было хорошо известно. Сталин говорил: война показала, что врагов у нас не столько, сколько вы все называли", — подчеркнул Арсен Мартиросян.

Это была фактически операция, нацеленная на укрепление позиции Хрущева, уничтожение всех его соратников, которые были с ним при Сталине.

"А потом и самому (Хрущеву. - Ред.) хотелось утвердиться на новом месте как единоличному правителю. Плюс у него еще с 1955 года была прямая договоренность с Западом. Представители Хрущева встречались с Бертраном Расселом из Бильдербергского клуба. С ним была достигнута договоренность, что они начинают развенчивать Сталина, сталинский период, меняют экономические приоритеты, начинают массированную экспортную и импортную торговлю с Западом. Чтобы все это начать, Хрущев должен был внести свой пай — разоблачение Сталина", — рассказал Правде.Ру эксперт.

В пору перестройки некоторые "горячие головы" из СССР спрашивали китайских коммунистов, почему они не развенчивают после смерти председателя Мао его культ? На что получили ответ: вы же тоже не поднимаете руку на Ленина.

"Во времена перестройки всего лишь был продолжен курс Хрущева. Ничего более, причем в более гнусных формах, литературными выражениями не описать. А китайцы правильно ответили, для них Мао действительно и как Ленин, и как Сталин — два в одном флаконе. Наши коммунисты не смогли отстоять своего верховного главнокомандующего.

Из всей плеяды военных маршалов только двое не предали своего верховного главнокомандующего — великий Рокоссовский и благородный Голованов, маршал авиации и создатель авиации дальнего действия. Рокоссовского тут же выгнали с поста замминистра обороны, буквально за ночь поменяли таблички на дверях. А Голованова вообще выперли с военной службы. Летчика-аса, которого до смерти боялись летчики люфтваффе Геринга, поставили подчиненным у какого-то майора. Только эти двое выступили против Хрущева", — поведал Арсен Мартиросян.

Никита Хрущев должен был как-то отмыться от того позора, который на нем висел за репрессии, сказал эксперт. Только в Московской области он под расстрел подвел свыше 40 тысяч человек, а на Украине 168 тысяч с лишним попали под жернова репрессии непосредственно по его милости. Так что должок за ним был огромный и кровавый, а от этого надо было отмыться.

"А как это сделать? Сделали настолько подло, с такими негативными последствиями, что даже Черчилль, в тот момент праздновавший свое 90-летие в палате Британского парламента, сказал, что "есть человек, который в тысячу раз больше вреда принес советами России, чем я, — это Никита Хрущев, похлопайте же ему", — заметил историк. И добавил: "Вред, который нанес Хрущев, по оценке министра обороны СССР, маршала Советского союза Д.Ф. Устинова, больше, чем нанесли Гитлер, Наполеон и весь мировой терроризм вместе взятые. Вот это его слова практически дословно". 

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить