Товарищи по оружию: сомалийские пираты передали эстафету нигерийским

197870.jpegВ последнее время пиратство превратилось в серьезнейшую проблему для цивилизованного мира. Захваты судов стали происходить не только к востоку от берегов Африки, где действуют сомалийские корсары, но и на западном берегу континента - у Нигерии и Бенина.

Именно там жертвой пиратов недавно стал гражданин Украины. Трагедия разыгралась в ночь на 24 ноября. Группа вооружённых людей напала на нефтяной танкер Cancale Star, шедший под флагом Либерии. На борту было 89 тысяч тонн нефти. В состав экипажа входили 24 человека, в том числе граждане России, Украины, Литвы и Латвии.

Читайте: Нигерийские повстанцы продолжат "битву за бензин".

Латвийский капитан судна привёл подробности драмы. По его словам, шесть пиратов приблизились к танкеру на быстроходной моторной лодке. Им удалось подняться на борт. Прозвучало требование выдать все наличные деньги, хранящиеся в сейфе.

Экипаж оказал сопротивление. Был убит украинский моряк, ещё четыре члена экипажа получили ранения. Одного из пиратов удалось задержать, он был передан представителям полиции Бенина.

Гибель украинца 25 ноября подтвердило внешнеполитическое ведомство страны.

Отметим, что в 2008 г. в мире было совершено 306 пиратских нападений на суда. Большая их часть - 160 приходится на сомалийских корсаров. А нигерийские отметились минимум 40 раз. Нападения отмечались и близ других западноафриканских стран - Камеруна, Ганы, того же Бенина...

В чем причины криминальной активности на море и как с нею бороться? На эти вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил военный эксперт Иван Коновалов:

- Африканское пиратство подразумевает наличие двух основных районов, где корабли чаще всего подвергаются нападениям. Это восток и запад Черного континента, а именно районы Африканского Рога (Сомали) и Гвинейского залива. Пиратский промысел и там, и там процветает исторически.

Впрочем, говорить о том, что нигерийское и сомалийское пиратство связаны друг с другом нельзя. Это два автономных района, и действующие там пираты совершают свои налеты независимо друг от друга, без координации своих действий. И по разным причинам.

Если говорить о сомалийских разбойниках, то они пользуются тем, что морское пространство возле Африканского Рога очень насыщено судоходством. Ведь именно там проходит кратчайший и самый удобный путь в Европу из Азии. Для пиратов ситуация упрощается тем, что в Сомали, по сути, царит безвластие.

Что же касается Гвинейского залива, то здесь наибольшую опасность представляют нигерийские пиратские группировки. И если в Сомали единой власти нет, то здесь она слишком слаба, чтобы покончить с ними.

Дело в том, что морские разбойники держат тесную связь с организациями, вроде "Движения за освобождение дельты Нигера", которые ведут борьбу против правительства страны.

Главным образом, это выражается в нападениях на инфраструктуру нефтедобычи и все то, что с ней связано, включая и танкеры. Оттого-то атакам подвергаются, в первую очередь, нефтеналивные суда.

И это не случайно. Для группировок, действующих в Нигерии, это один из способов повлиять на власть и заставить её "справедливо" перераспределить нефтяные богатства страны.

Читайте: Россия и Франция создают "сомалийский спецназ".

Однако что в Сомали, что в Нигерии корень решения проблемы в том, что необходимо применить силу. И главное - нанести удар по пиратам на суше, уничтожив их базы, откуда они совершают свои вылазки.

В Сомали, где пока нет единой власти, такое нереально. Там правят бал несколько амбициозных кланов, потому образование целостного государства оттягивается на неопределенный срок. Остается одно: энергичные антипиратские усилия международного сообщества.

В Нигерии ситуация немного другая. Слабенькое центральное правительство, не способное всецело контролировать прибрежную полосу, где обычно располагаются базы пиратов, вынуждено периодически вступать с ними в переговоры и заключать взаимовыгодные соглашения с обязательством пиратов не нападать на нигерийские и иностранные суда.

Хотя ни та, ни другая сторона эти соглашения не склонны их выполнять.

Не следует переоценивать, казалось бы, очевидный универсальный рецепт: укреплять военно-морские силы страны, в которой гнездятся пираты. Но вот Нигерия в последнее время закупала быстроходные катера, беспилотные самолеты. Американские профи тренировали ее соответствующие спецподразделения.

Но, как мы видим, не помогло. Потому что в странах Африки решить проблему пиратства только таким способом невозможно.

Ведь большинство правительств серьезно коррумпированы. Чиновники заботятся о своем обогащении, а не о благе народа. И ужасающая бедность большей части населения рекрутирует людей в пираты.

В той же Нигерии местные жители почти не получают доходов от продажи нефти. Если бы правительство пошло на выплату им какой-то доли от реализации нефтяных богатств, это в какой-то мере приглушило бы противозаконные настроения.

Разумеется, главным стимулом для пиратства служит то, что это очень выгодный промысел. Международное сообщество реагирует на ситуацию вяло. Несмотря на самые громкие заявления. А судоходные компании могли бы во многом посодействовать решению проблемы, нанимая вооруженную охрану.

Но не делают этого. Ведь их ущерб от нападений морских разбойников куда меньше, чем расходы на, допустим, бойцов частных военных компаний (ЧВК).

Вот вам пример: всего лишь один день трех нанятых специалистов из ЧВК обходится в 21 тысячу долларов. Поэтому, видимо, пока овчинка не стоит выделки. И пока мировое сообщество лишь бьет тревогу в связи с участившимися случаями нападений на корабли, но при этом ничего существенного не предпринимает, пиратские выходки будут продолжаться.

Сергей Балмасов, Вадим Трухачев

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить