Вашингтон теряет свои позиции в стратегически важном для него Карибском бассейне

Китай выгоняет США из Карибского моря

Главным результатом двухдневного китайско-карибского форума, прошедшего 13-14 сентября на Тринидаде и Тобаго, стала договоренность о выделении Китаем странам Карибского бассейна около 1 миллиарда долларов кредитов для стимулирования экономического роста региона. Пекин рассчитывает на то, что эти средства пойдут на развитие финансовых, инфраструктурных и туристических проектов.

Как заявил на открытии третьего Форума торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Карибского бассейна вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань, его страна будет налаживать и расширять сотрудничество со всеми странами Карибского бассейна.

По его словам, за шесть лет работы форума сотрудничество развивалось очень быстрыми темпами, причем ежегодный прирост торгового оборота между этими странами составлял в среднем 24 процента и на 2010 год достиг отметки в 7,2 миллиарда долларов.

Причем чистых инвестиций в экономику стран Карибского бассейна Китай вложил на 400 миллионов долларов. И это не считая безвозмездной помощи по строительству коммуникационных объектов, больниц, созданию службы предупреждения о стихийных бедствиях, включая землетрясения и цунами, а также подготовку персонала карибских стран.

Такую политику Китай будет продолжать и далее. Одни только разовые пожертвования Пекина в Фонд развития Карибского сообщества составят в 2012 году один миллион долларов. Кроме того, уже в ближайшее время в Китай из стран Карибского бассейна для повышения профессиональной подготовки отправятся более 2,5 тысяч человек.

И все это, как подчеркнул высокопоставленный китайский чиновник, стало результатом 30 летних реформ в Китае, которые не только положительно отразились на его собственном развитии, но и "дают шансы для Карибского региона и всего мира". В частности, Ван Цишань обещал, что результатом усиления взаимодействия между Поднебесной и карибскими странами станет "экономический подъем, улучшение жизни народа, продвижение интеграционного процесса и увеличение веса государств Карибского бассейна на мировой арене.

Читайте также: Исландия может пустить Китай в Арктику

Еще один немаловажный пункт взаимовыгодного сотрудничества, учитывая особую специфику региона, сфера сельского хозяйства и рыболовства.

Ван Цишань также заявил, что взаимное сотрудничество будет лишь углубляться, для чего китайское правительство намерено принять особые меры, включая поощрение сотрудничества между коммерческими банками.

Правда, Пекин намерен оградить сохранность своих инвестиций, подписав с карибскими государствами особое соглашение, касающееся охраны инвестиций.

Особый пункт в развитии китайско-карибского экономического сотрудничества — создание благоприятной среды для взаимодействия предприятий. Огромную роль Китай играет и в развитии коммуникаций региона. Достаточно указать на соответствующую программу сотрудничества КНР с государствами Карибского сообщества (КАРИКОМ), благодаря которой последние получили современную паромную переправу.

В этой связи стоит обратить внимание на то, что регулярно, раз в два года, параллельно проводятся и другие форумы, касающиеся развития торгово-экономических отношений.

Своего рода плацдармом Китая в регионе стала Куба, с которой он установил отношения в сентябре 1960 года, вскоре после победы кубинской революции, и которую он поддерживал в рамках противостояния с США. Именно Куба стала первой из стран Латинской Америки, официально признавших материковый Китай. После краха СССР именно Поднебесная во многом спасла ориентированный на "советских товарищей" в экономическом плане режим Фиделя Кастро.

Читайте такжеФидель - в плену торжеств и книги Гиннесса

Однако сейчас ситуация не ограничивается только китайско-кубинскими связями. О характере отношений Китая со странами региона свидетельствуют данные МВФ: за 1990-2008 годы. их товарооборот вырос с 20 миллионов до 2 миллиардов долларов США. До последнего времени первое место в списке главных торговых партнеров Китая среди стран Карибского Сообщества занимало государство Антигуа и Барбуда (на него приходилось 600 миллионов долларов товарооборота). На втором месте — Тринидад и Тобаго, далее Ямайка, Багамские острова и Доминика.

При анализе экономической составляющей в глаза бросается то, что Пекин в основном экспортирует отсюда природные ресурсы. Единственная страна, которая экспортирует товары широкого потребления в более-менее заметном объеме — Доминика, стоимость ее экспортной продукции в Поднебесную составляет в среднем порядка 60 миллионов долларов.

С другой стороны, Китай активно развивает инфраструктуру карибских стран. Достаточно вспомнить о том, как в 2001 г. китайская компания Hutchison Whampoa Limited, взявшая в концессию порты на карибском и тихоокеанском побережье Панамского канала, профинансировала строительство порта на Багамских островах стоимостью 2,6 миллиардов долларов.

О том, какое значение для данного региона имеет Китай, наглядно показывают данные экономической статистики: сейчас 70 процентов торгового оборота карибских стран приходится на китайский импорт.

Почему Пекин делает странам Карибского бассейна столь щедрые подарки? С последними все понятно. Как известно, одно стихийное бедствие вполне может уничтожить до 80 процентов инфраструктуры малых государств региона. И эти слабые с экономической точки зрения страны ищут могущественное государство, способное решить их проблемы, привлечь инвестиции и другую финансовую помощь.

Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал заместитель директора Института Латинской Америки Борис Мартынов:

"Подобное внимание Китая к странам Карибского бассейна, в первую очередь, объясняется заинтересованностью в получении дополнительных нефтегазовых источников и в развитии предприятий нефтепереработки в том же Порт-о-Пренсо на Тринидаде и Тобаго, учитывая то, что китайцы получают значительную часть нефти из Венесуэлы.

Как известно, прежде именно американцы в значительной степени держали под контролем нефтедобычу и нефтепереработку региона, откуда их вытесняют китайцы.

И все это отвечает интересам той же Венесуэлы. Уго Чавес намерен снизить зависимость своей страны от нефтяного экспорта в США. Выход один — переориентироваться на Китай. И особую важность для обеих стран как раз имеют нефтеперерабатывающие заводы на Тринидаде и Тобаго.

Нельзя не учитывать и некоторые стратегические замыслы Китая, который подбирается к Панамскому каналу, стратегически важному объекту во всем Западном полушарии.

А это дополнительно свидетельствует о том, что на мировом небосклоне взошли новые звезды, включая Бразилию, Индию и Китай, а старые, такие как США, гаснут. Причем Поднебесная пришла сюда всерьез и надолго, и она уверенно осваивает карибский бассейн и всячески пытается привязать местные страны не только деньгами, но и военно-техническим сотрудничеством".

Читайте также: Карибский кризис разрулили гармошка и психология

Следует особо заметить, что в ноябре 2008 года в Пекине увидела свет Белая книга, касающаяся долговременной стратегии Китая в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В ней открыто говорится о том, что Китай намерен развивать со странами региона военно-техническое сотрудничество в подбрюшье США с целью обеспечения собственной безопасности.

И появление китайского дракона на "заднем дворе" США, как до сих пор считали этот регион в Вашингтоне, не может не волновать американцев, еще хорошо помнящих Карибский кризис 1962 года во времена СССР. Достаточно упомянуть о том, что в соответствии с межправительственным соглашением, подписанным в 2008 году, одни только вооруженныесилы Ямайки получили от Китая на безвозмездной основе военной техники на сумму 3,5 миллионов долларов США. Причем активизация китайцев на карибском направлении стала особенно наблюдаться именно после появления Белой книги 2008 года. Сразу последовала серия визитов в регион самого председателя КНР Ху Цзиньтао, его заместителя Си Цзиньпина, а также вице-премьера Госсовета КНР Хуэй Ляньюй, действия которых были направлены на расширение китайской сферы влияния.

И разумеется, нельзя забывать значение карибских островных карликов в плане "торговли" суверенитетом, что является немалым подспорьем для слабых экономик этих государств. Предоставление инвестиций, развитие военно-технического сотрудничества пристегивает их к Поднебесной и оставляет мало возможностей для политического маневра в плане тайваньской проблемы.

До последнего времени количество стран, признавших Тайвань самостоятельным государством, достигало 23-х, большинство из которых — беднейшие латиноамериканские и карибские государства, лишенные крупных запасов природных ресурсов.

Это обстоятельство и вынуждало их торговать своим статусом полноправного члена международных организаций. Достаточно вспомнить последние примеры с тотальным признанием карибских стран независимости того же Косово.

Что касается Поднебесной, то в рамках политики "одного Китая" она стремится изолировать Тайвань и лишить его дипломатической поддержки. В этой связи Карибы до сих пор являются между ними дипломатическим полем битвы.

И надо сказать, что активность и щедрые финансовые вливания заставили качнуться чашу весов в сторону КНР и ослабили прежде достаточно крепкие позиции Поднебесной.

Достаточно в качестве примера привести Доминику, которая в 2004 году признала "один Китай", как только получила от Пекина кредит в размере 112 миллионов долларов США на шесть лет. Еще более показательным является пример Гренады, которая в 2003 года утверждала о незыблемости отношений с Тайванем как залога "процветания двух стран", но уже в 2005 году Сент-Джорджес разорвал с ним отношения в пользу КНР.

Последняя уплатила Гренаде шесть миллионов долларов в качестве компенсаций за уже начатые Тайванем на острове проекты, а также обязалась подготовить стадион страны к международному чемпионату по крикету, построить 2000 жилых домов, госпиталь и оказать помощь в развитии сельского хозяйства.

Правда, пока КНР нельзя считать безусловным победителем. Порой Тайбэю удается нанести Пекину на этом направлении болезненные контрудары. Вспомним Сент-Люсию, где с середины 1990-х годов борьба за власть шла по линии проканээровской и протайваньской поддержки. И если в 1997 году она признала принцип "неделимого Китая", получив солидную экономическую помощь и инвестиции от Пекина, то спустя 10 лет, в 2006 году курс страны развернулся на 180 градусов в сторону Тайбэя, который провел во власть своего ставленника, опиравшегося на тайваньские деньги.

Еще одним положительным для Пекина моментом для развития связей в регионе является то, что он не притязал на колониальное господство в отличие от США и стран Евросоюза, которые обуславливали денежные вливания в местную экономику взятием на себя серьезных политических обязательств и соблюдения демократии.

Что касается тех стран, которые Поднебесной не удалось склонить в свою сторону, то Китай пытается сделать это непосредственно путем расширения с ними торгово-экономического сотрудничества и втягивания их тем самым в свою орбиту.

И на примере карибских стран видно становление Поднебесной в качестве супердержавы, чья стратегия в отношении стран "третьего мира" покоится на трех китах: экономическом сотрудничестве, тайваньской проблеме и геополитической борьбе.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить