Насколько легитимен нынешний глава Украины

Глава Украины под прицелом

Отметим, что со времени выборов на Украине и подведения их итогов прошла неделя, но страсти не утихают. Эксперты задаются вопросом: насколько законным было избрание Порошенко. Член Совета при Президенте РФ по правам человека, глава совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов в эфире видеоканала Pravda.Ru — о кухне этих выборов.

— В СМИ и социальных сетях демонстрировалось множество фотографий с бюллетенями, аккуратно сложенными стопочками внутри избирательных урн. Тем не менее на Украине и Западе этого не замечают и признают результаты выборов. На ваш взгляд, насколько много на самом деле было серьезных нарушений? Все-таки можно признать их легитимными или фактически это просто фарс?

— Давайте попробуем разобраться. Ведь легитимацию любых процедур дают участники этого процесса. То есть сегодня ни одно государство в мире, ни один народ, ни одна нация не делегировала эти полномочия наднациональным органам. Фактически признание или непризнание другим государством либо какой-то организацией не имеет никакого серьезного значения и конкретных, имеющих причинно-следственные связи, и самое главное — юридических последствий. На этих конкретных выборах важен только народ Украины. То есть легитиматором выборов на самом деле является сам народ, сами избиратели. Если население считает, что Петр Порошенко действительно является всеобще избранным президентом, то так оно и будет.

Будет необходимость, Верховная рада примет еще не один акт, где постановит своим решением, что Петр Порошенко — президент Украины, всеобщий президент, самый главный президент и так далее и тому подобное. Но ситуация от этого не изменится. Проблема состоит в тех правилах и процедурах, согласно которым избираются лидеры нации. Речь идет как раз о главном должностном лице, а именно президентские функции в Украине на сегодняшний день не отменены, хотя Верховная рада начинает играть все более значимую роль.

Мы до сих пор не знаем, какая Конституция будет действовать: 2004 года или новая 2011 года с конституционными поправками и соответствующими полномочиями. Но тем не менее именно в рамках данного процесса мы должны четко понимать, кого и что представляет из себя избранный президент. Как его во всяком случае называют сами организаторы выборов, Центральная избирательная комиссия Украины.

Читайте также: "Бомбить мирных людей — военное преступление"

Давайте посмотрим, что говорят ЦИК и итоги голосования. Если исходить из объявленной ими явки в 60 процентов и проголосовавших за него более 50 процентов, то понятно, что не более 1/3 по данным Центризбиркома проголосовало за Петра Порошенко. При этом нужно понимать и некоторые детали и особенности организации современных так называемых выборов на Украине, чтобы все-таки четко знать, кого представляет Петр Порошенко, на кого он сможет опираться. Цифры, которые озвучила Центральная избирательная комиссия, достаточно лукавы. Например, сведения о явке по Юго-Восточному округу: Луганск, Донецк, ряд других регионов, где выборы практически были бойкотированы, даются не по численности избирателей, которые по факту сегодня проживают в этих районах и являются гражданами Украины, а только по тем участкам, которые открылись и где было организовано голосование.

Учитывая же все население страны фактически за Петра Порошенко проголосовало, не более &frac14 населения. И надо понимать, что это за четверть населения, прошу прощения. В основном это — западные районы, националистические районы, где силен "Правый сектор". Административные органы и структуры там также ориентируются на националистов и поддерживают олигархов. Вот, в принципе, эту группу представляет вновь избранный президент Украины. Поэтому, исходя из этого, мы должны прекрасно понимать, что он сегодня по утверждению, по участию и поддержке не представляет &frac34 населения Украины. И ему нужно найти, через кого он с этими тремя четвертями будет разговаривать.

Опять же, независимо от того, что я перечислил, без учета процедур, по которым он был избран, с новым президентом Украины властям России придется вести диалог. Как-никак он представляет определенную часть населения и уполномочен законом Украины вести дела от имени всего народа, хотя, повторюсь, де-факто он не представляет весь народ, во многом пытаясь выдать желаемое за действительное.

— Америку и Евросоюз эти выборы полностью поддерживают и заявляют, что они состоялись на правовом и государственном уровне без учета 4 миллиона человек. По международным нормам это имеет какое-то значение, будет ли какой-то отклик? Будут ли предприниматься какие-то новые действия, заявления, чтобы легитимизировать президента?

— Задумка по выборам президента Украины-2014 принадлежит и реализовывается Западом. Мы видим активное участие представителей Запада в этом проекте. Туда приехало много специалистов из Америки. Они давали консультации по выборному процессу и организовывали выборы во многом тоже они. Более того, и наведением порядка там занимаются американские служащие, вроде некоммерческих организаций, но тем не менее представители и инструктора Соединенных Штатов Америки работают на территории Украины. Поэтому этот проект заранее был подготовлен таким образом, чтобы его легитимировать, в том числе и в глазах населения Украины, и широкой международной общественности. Поэтому должны были присутствовать международные наблюдатели. Мы провели анализ по составу международной миссии. 98 процентов этой миссии — представители как раз западных государств, львиную долю которых составляют граждане Соединенных Штатов Америки, Канады и Великобритании.

Читайте также: "Порошенко — акула и ставленник нелюдей"

Обратите внимание, что это как раз те страны, которые наиболее удалены от нового очага пожара, который они же сами пытаются здесь разжечь. Понятно, что мнение немецких граждан, которое мы прекрасно знаем, противоположное. И Ангела Меркель неоднократно отображала, что немцы не заинтересованы в возникновении очага напряженности прямо у них под боком. Более сдержанную политику проводят и страны Восточной Европы. Но такого нельзя сказать как раз о государствах, которые удалены. Именно им новый конфликт необходим. Не знаю для чего, для каких целей, но понятно, что разжечь пламя и раздув пламя, они не собираются отвечать за последствия и нести какую-либо ответственность за то, что там будет происходить. Ведь тот же лозунг, который был кинут на Майдан в ноябре прошлого года — об интеграции в Евросоюз, уже неактуален и почти забыт.

Мы прекрасно знаем, по факту он не реализуем, Украину никто не ждет в Евросоюзе, тем более с такой развалившейся экономикой. Ни одна страна, особенно доноры Евросоюза, не хочет принимать Украину. Это очередная пустышка, которая непонятно как будет воспринята украинским населением, когда они действительно поймут, что за этими лозунгами ничего не содержится: ни высоких зарплат, ни социальной достойной жизни, ни каких-то социальных гарантий, которые якобы должны прийти сами собой.

Сегодня Украина продолжает катиться по наклонной, проблема только усугубляется и остается только вопрос: возможна ли в рамках таких процедур, когда вновь избранный президент, к сожалению, не представляет большую часть Украины, хоть какая-то стабилизация ситуации? На мой взгляд, это достаточно сложно. Тем более он становится сегодня зависимым от других политических сил, прежде всего от того же "Правого сектора". Националисты, неофашисты действительно имеют реальную силу и рычаги влияния, прежде всего, через пушки и автоматы.

— Руководитель "Правого сектора" Ярош, баллотировался на выборах президента. Он не был в лидерах компании и не получил солидной поддержки. Но все-таки нельзя сказать, что остался совершенно незамеченным. Какая-то часть электората за него все же проголосовала, следовательно есть люди, которые поддерживают такую политику, откровенный национализм есть. Как вы думаете, после выборов национализм утихнет или разгорится с новой силой? И насколько близко руководства "Правого сектора" будет близко президенту?

— Боюсь, что прошедшие выборы как раз не решают эту проблему, а наоборот, усугубляют. Сейчас "Правому сектору" и другим националистам Украины Европа не даст высоко поднять голову. Мы видим это и по результатам выборов. Боюсь предположить, что их результат занижен в официальных данных. На самом деле националистические настроения на Украине гораздо более сильные. Официально оглашенные Центризбирком данные, думаю, не соответствуют действительности. В рамках предвыборного мониторинга речь шла даже по голосам Порошенко, который накануне по данным социологических опросов набирал 1/3 голосов.

Все прекрасно помнят, что тот же Евромайдан был инициирован и проходил под лозунгом против олигархии, чьим ярым представителем является Петр Порошенко. С того момента не прошло еще и полгода. С чего вдруг Украина, те люди, которые вышли на Майдан, вдруг стали голосовать за представителя олигархии, крупного бизнесмена? Это тоже ставит под сомнение результаты голосования. Но они очень хорошо ложатся в дорожку, прописную США и Евросоюзом, с точки зрения развития ситуации на Украине. С "Правым сектором" проблема состоит как раз в том, что в реальности они оказывают намного большее влияние на политику и ситуацию в стране, чем это говорят цифры избиркома. И, к сожалению, Петру Порошенко нужно будет считаться с этим мнением.

Читайте также: Зачем олигархи скинулись на Майдан

Не забывайте, что сегодня ни "Правый сектор", ни другие националисты не представлены во власти. У них только единственный официальный выход — это легитимировать себя во власти. То есть они сейчас будут давить на вновь избранного президента для предоставления им кресел в Совете министров, и прежде всего, наверное, в силовых ведомствах. С одной стороны, это объективно отразит расстановку сил. С другой стороны это усугубит ситуацию, легализует эти националистические движения уже в рамках государственной программы, которую они будут реализовывать, имея соответствующие полномочия. Поэтому ситуация очень сложная. И здесь вряд ли стоит надеяться только на Порошенко, думать, что он сумеет справиться с таким положением. Причем, конечно, надо учитывать, что это человек бизнеса. Для него бизнес был, есть и будет основной целью жизни. Сомневаюсь, что он променяет его на какие-то гуманитарные цели, будет заботиться о восстановлении попранных прав населения Украины.

— Совершенно очевидно, что Россия — одна из немногих стран, которая может сыграть роль в урегулировании конфликта, прекращении кровопролития на Юго-Востоке, какой-то стабилизации ситуации на Украине. До выборов российские власти говорили о том, что разговаривать и вести переговоры практически не с кем, потому что власть была захвачена в результате военного переворота. Но получается, что и после нелегитимных выборов разговаривать опять-таки не с кем. Так ведь?

— К сожалению, вы правы. Мы сегодня видим человека, который представляет, как я уже говорил, в основном западную часть украинского общества, Евросоюз и США. Но с Евросоюзом и США мы общаемся напрямую, нам посредник не нужен, а с националистами и неофашистами мы общаться не будем. Тем не менее нужно установить какой-то диалог, в каком-то ограниченном формате. Это достаточно трудная задача. Сейчас и со стороны России есть разные, неоднозначные оценки и подходы. Как я понимаю, МИД России вроде как и готов начинать диалог, но именно на уровне министерств иностранных дел, как органа ответственного за внешнюю политику. Пока не прозвучало заявление ни правительства, ни администрации президента о том, что они готовы вести диалог с Петром Порошенко.

Я предполагаю, там действительно решается эта сложная задача, определяется, кого представляет Петр Порошенко, учитывая все те процедуры, которые прошли на выборах, но далеки от демократических выборов и не соответствуют свободному волеизъявлению всего избирательного корпуса Украины. Поэтому, с одной стороны, диалог необходим, диалог нужен. Но я предполагаю, что сейчас мяч как раз на стороне Петра Порошенко. То есть он должен сделать какой-то первый шаг на примирение сторон, в первую очередь, погасив вооруженный конфликт в восточных, в юго-восточных областях. И второе — ему нужно сделать уже какие-то шаги, сформулировать предложения по исполнению долговых обязательств перед Россией и уже с этим предлагать свое видение дальнейших взаимоотношений, в том числе в экономике между Украиной и Россией.

Читайте также: Украина: выборы прошли, а осадочек остался

— Вы же сами говорили, что Порошенко не политик, а дело его жизни — это бизнес. Что же может сделать Порошенко в таких условиях?

— Да, задача трудная. И никто не говорит, что Порошенко ее может решить. Но для начала ему самому нужно определить: что он должен сделать? А сможет ли это реализовать, вот это уже более серьезная проблема. Он сегодня заложник ситуации. Для него очень сложно реализовать эти проекты. Фактически он находится в тупике, потому что есть центры влияния, к которым он не может не прислушиваться — США и Евросоюз. И есть западные националисты, которые фактически владеют ситуацией в стране.

Он как будто уже выступает в роли президента и решает задачи за весь народ. Но мне вспоминается одном мудрое изречение о принципах демократии. Плутарх в свое время говорил, что демократия — это симфония народа и власти, но порой оборачивающаяся господством толпы. Кто потакает толпе, того она ведет к гибели, а кто не хочет потакать, идет к гибели еще раньше. Фактически он оказался именно в ситуации господства толпы, причем неопределенной формы, с неопределенными политическими целями и задачами. Причем Петр Порошенко оказался избранным в рамках этих процедур, которые там называют выборами.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить