10 апреля 2011 года - год с момента катастрофы под Смоленском

Лех Качиньский в круге мистики и спекуляций

10 апреля исполнился год с момента катастрофы под Смоленском, в котором разбился польский президентский Ту-154. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, включая лидера Польши Леха Качиньского. Если присмотреться, то можно увидеть, что с трагедией связано множество мистических вещей.

Рокового полета Ту-154 могло и не быть вовсе. Всего за три дня до него в Катынском лесу прошла церемония поминовения расстрелянных там в 1940 году польских граждан, где присутствовали премьеры Владимир Путин и Дональд Туск. Согласно всем нормам протокола, межгосударственное российско-польское мероприятие состоялось — участия в памятной церемонии глав правительств было вполне достаточно.

Но не таков был Лех Качиньский. Он любил позерство, демонстративно отказывался встречаться с российскими руководителями до тех пор, пока они не покаются за все злодеяния, которые, мол, принесла Россия Польше. Поэтому ему нужно было сделать все, чтобы никак не пересечься ни с Дмитрием Медведевым, ни с Владимиром Путиным.

Однако попасть в Катынь ему очень хотелось. Надо сказать, однажды ему это удалось — осенью 2007 года Качиньский побывал там с частным визитом и с Путиным не встретился. Но одно дело — частная поездка, и совсем другое — памятная церемония по случаю 70-летия события, до сих пор определяющего развитие отношений между Россией и Польшей. Пришлось ради него 10 апреля организовывать специальную церемонию, которая превратилась в двойные поминки.

Читайте также: Катынский излом Леха Качиньского

Была ли возможность избежать катастрофы? Судя по всему, была. Можно было уйти на любой из множества запасных аэродромов. Но что это за аэропорты? Москва — столица той самой России, которая, дескать, отказывается покаяться в полной мере. Минск и Витебск — территория Белоруссии, которой правит (как кажется Варшаве) притесняющий местных поляков Александр Лукашенко. Мало того, Батька — "последний диктатор Европы", на которого Качиньский после своего избрания в 2005-м собрался идти "крестовым походом".

Отступать было некуда. Пан Лех регулярно показывал, что не может поступиться принципами — какими бы идеалистическими и несовременными они ни были. Пришлось, несмотря на тяжелые погодные условия, сажать польский борт номер один в Смоленске. Но не посадили. Мистика? Да. Он так хотел попасть в Катынь — на эту Голгофу польского народа. И в итоге остался рядом с ней. Навсегда. Не поступился принципами…

Фото: AP

Это одна из загадочных версий. Версия вторая — излишнее внимание к вопросам истории в текущей политике. Так, при Качиньском в Польше газопровод "Северный поток" нередко сравнивали с пактом Молотова-Риббентропа. В Освенциме на некоторое время была закрыта российская экспозиция. Все потому, что жители присоединенных к СССР районов Западной Украины и Западной Белоруссии, пострадавшие от нацистов, именовались в ней советскими гражданами, а не жителями "незаконно отторгнутых у Польши территорий".

Сведением счетов Качиньский занимался не только с Россией, но и с Германией. Когда канцлер Ангела Меркель высказалась за открытие в Берлине Музея изгнанных, где бы рассказывалось о тяжелой судьбе выселенных после войны из Польши (и не только из нее) немцев, Качиньский пригрозил открыть в Варшаве Музей немецкой оккупации. Он также любил говорить о том, что если бы не немцы, население Польши составляло бы 65 миллионов и ее вес в Евросоюзе был бы как минимум вторым. Мистическим образом под Смоленском, в историческом месте, любитель истории Лех Качиньский сам стал частью истории.

Версия третья — расплата за неоднократную недооценку неполадок с самолетом. Здесь за Качиньским вновь тянулся длинный шлейф странных эпизодов. В августе 2008 года он требовал любой ценой сесть в Тбилиси, чтобы поддержать якобы ставшего жертвой российской агрессии друга Михаила Саакашвили. Но летчик сослался на плохую погоду, посадил борт в Баку, а оттуда уже польский президент прибыл в Грузию. Нерадивого пилота, не разбиравшегося в принципах, уволили. Возможно, это и спасло летчикужизнь.

Но на этом приключения президентского борта не закончились. В конце 2008 года Качиньский и премьер Туск никак не могли решить, кто же из них должен был лететь в Брюссель на борте номер один для участия в саммите ЕС. Тогда же в Монголии польский президентский борт обледенел. В сентябре 2009 года вышли из строя сразу два правительственных борта, и пришлось Качиньскому лететь в США обычным рейсом. Но польский президент как-то не обращал на это внимание. И случилось 10.4.2010…

Наконец, еще одна мистическая версия. 29 марта 2010 года в московском метро взорвались две террористки-смертницы, погибли 40 человек. Обычно настроенная антироссийски западная пресса на сей раз не особо злорадствовала, и только польские газеты в массе своей попытались объяснить и оправдать действия террористок. Хамский тон их комментариев просто шокировал. Прошло 13 дней, и Польша потеряла сразу 96 человек — представителей политической, военной, научной элиты… И самого президента, поместившего на карту Варшавы в бытность ее мэром имя Джохара Дудаева.

Фото: AP

Спекуляции на причинах гибели президента начались буквально на следующий день. Его соратник по партии "Право и справедливость" Артур Гурский увидел в катастрофе заговор властей России. "Вероятно, россияне хотели помешать Качиньскому принять участие в мероприятиях в Катыни… это диверсия, имевшая политические причины. Не будем забывать, что от нас ушел настоящий польский патриот, который не боялся занимать твердую позицию в отношении России, который хотел вести политику партнерства, а не вассалитета", — сказал он.

Спустя пару недель после катастрофы хулиганы в городе Олеснице на юго-западе Польши осквернили памятник польско-советскому воинскому братству. На бронзовой голове советского солдата появилось мусорное ведро, а под статуей вандалы оставили следующую надпись: "За Качиньского — смерть русским!". То, что польское посольство в Москве было завалено цветами, а в России по случаю катастрофы был объявлен траур, эти люди предпочли не заметить.

Едва ли не главным спекулянтом на смерти президента оказался брат-близнец погибшего Ярослав Качиньский. Он бесконечно обвинял премьера Туска и нового лидера страны Бронислава Коморовского, что те, мол, мало давят на Россию, чтобы узнать правду. Пан Ярек даже не пришел на открытие памятника жертвам смоленской катастрофы на одном из варшавских кладбищ. Попутно он не забывал вешать на нашу страну все возможные грехи — от "Северного потока" до вопросов истории.

3 августа 2010 года в центре Варшавы произошел и вовсе из ряда вон выходящий случай. Сторонники и противники Качиньского устроили драку возле поминального креста, установленного прямо перед президентским дворцом. Вообще-то, по христианской традиции, местом поминовения усопших является храм, в случае с Польшей — костел. Но почитатели погибшего президента сопротивлялись переносу креста в соседний храм. Дескать, там его память нельзя достойно почтить.

Наконец, история с обнародованием записей "черных ящиков". Был или не был пьян главком ВВС Польши Анджей Бласик? Давил ли некий "высокопоставленный пассажир" на экипаж, или нет? Выяснение причин трагедии сразу же вышло за рамки бесед профессионалов и превратилось в предмет спекуляций. Премьер Туск дал понять, что материалы, представленные российскими экспертами, его не полностью удовлетворяют. Память о Лехе Качиньском стала разменной монетой в играх польских политиков.

Лех Качиньский жил в плену исторических мифов. Строил свою политику в соответствии с историческими мифами, бесконечно спекулировал на проблемах прошлого. И вот теперь его гибель превратилась в новый польский миф — такой же, как Катынь или гибель премьера эмигрантского правительства Владислава Сикорского в авиакатастрофе близ Гибралтара в 1943 году. И сейчас уже смерть самого Качиньского — предмет многочисленных спекуляций. Мистика, да и только…

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить