Историческое открытие, которое разорит американскую и английскую казну

Историческая сенсация. Так можно охарактеризовать открытие, сделанное водолазами при исследовании погибшего в 1915 году суперлайнера «Лузитания». Они подтвердили версию, согласно которой англичане и американцы использовали гражданские пассажирские суда для контрабанды оружия и боеприпасов, подвергая угрозе жизни тысяч мирных граждан, которые являлись «живым щитом» на случай атак германского флота. В Вашингтоне и Лондоне готовятся к огромным искам со стороны потомков тех, кто был пассажиром лайнера.

Водолазы обнаружили на затонувшем 7 мая 1915 года в 12 км у берегов Ирландии океанском лайнере «Лузитания» арсенал боеприпасов. Напомним, что тогда при потоплении немецкой подводной лодкой корабля погибла большая часть из почти двух тысяч его пассажиров, включая 139 американцев. Это «крупнейшее в истории военное преступление», как растиражировали данное событие СМИ Антанты, вызвало резкие протесты в мире и стало поводом для последующего вступления США в Первую мировую войну на стороне Антанты.

Как же случилось так, что «гражданское» судно оказалось кораблём «двойного назначения», перевозившим не только мирных граждан, в том числе и «нейтральных» стран, но и военные грузы?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предыстории. Накануне Первой мировой войны в Европе шла гонка вооружений. Англичане пытались ввести противника в заблуждение относительно своей боевой мощи. Кроме постройки обычных боевых кораблей они строили и «резервные», замаскированные под гражданские суда. Среди них были и крупные океанские лайнеры, которые планировалось в случае необходимости вооружить орудиями и усилить за их счет свой флот. «Лузитания» водоизмещением в 31 тысячу тонн была одним из крупнейших судов того времени.

И действительно, с началом войны на ней и других кораблях такого типа установили платформы для орудий и подъемники для снарядов. Однако очень быстро от прежней идеи их использования отказались из-за боязни «новейшего немецкого оружия» – подводных лодок, для которых огромный океанский лайнер представлял хорошую цель. И мобилизованный для военных нужд корабль вдруг снова стал «гражданским».

Заметим, что британская промышленность оказалась не готова к реалиям мировой войны и не могла удовлетворить нужды обороны. В итоге океанские лайнеры задействовали как контрабандные суда. 1 мая 1915 года «Лузитания» вышла в свой последний рейс по обычному маршруту Нью-Йорк–Ливерпуль. Через неделю её торпедировала германская субмарина U-20.

Германские СМИ тут же заявили, что на борту «Лузитании» были «взрывчатые вещества и тяжелая артиллерия». Англичане и американцы это опровергали. Разумеется, пока исследователи не проникли на борт затонувшего лайнера, говорить о правоте той или иной версии не приходилось. В то время погрузиться на глубину даже в 100 с небольшим метров, на которой покоилась «Лузитания» и провести продолжительные подводные работы было сложной задачей. Но сегодня всё изменилось. Как оказалось, на корабле были «ящики с винтовочными патронами «Ремингтон» и шрапнельными снарядами».

Заметим, что для узкого круга профессиональных историков находка водолазов, уличающая американцев и англичан в ведении нечестной игры, не является такой уж сенсацией: во-первых, их версию давно опровергли данные независимого расследования, проведенного английским журналистов К. Симпсоном, который пришел к выводу, что «Лузитания» везла груз американской взрывчатки. Подобный вердикт был вынесен после его кропотливой работы в американских и английских архивах. Так, он установил, что среди грузов корабля были 3800 ящиков «сыра», записанных на американца А. Фрезера, оказавшегося должником, не имевшим по американским законам права торговать. Таким образом, власти США использовали его как подставное лицо для контрабанды военной продукции компании «Дюпон».

Во-вторых, признание официального Лондона, что на корабле все же были «небольшие запасы винтовочных патронов, не менявшие сути того, что лайнер являлся сугубо гражданским судном». Впрочем, подобные философские понятия не давали четкого ответа об их истинном количестве.

Но этого было уже достаточно: данные немцев, независимого расследования и самих англичан сходились на том, что груз военного назначения на корабле был. Осталось только определиться, какой именно и в каком объеме. Другой интересующий исследователей вопрос – каким образом немцам удалось потопить столь ценный для англичан корабль?

Чтобы определить это, обратимся к некоторым важным деталям. Накануне выхода «Лузитании» в её последнее плавание в американских газетах появились предупреждения, сделанные германским посольством в США о том, что американцам находиться на английских пассажирских лайнерах небезопасно». Оно располагало точными данными, переданными ей работавшей здесь австро-венгерской разведкой о том, что «Лузитания» кроме пассажиров повезет большой по объему военный груз.

Однако ей пассажиров успокоили тем, что, во-первых, ни один надводный германский корабль не угонится за этим скоростным лайнером, а от вражеских субмарин его спасут британские боевые корабли. Но «Лузитанию» никто не эскортировал и она была потоплена.

Почему? Явно не от недостатка военных кораблей. Разгадка проста: с одной стороны, англичане вывозили военные грузы под прикрытием граждан нейтральных стран. И тут они выигрывали в любом случае, особенно если бы немцы потопили один из таких кораблей. Англичане мечтали втянуть в войну сами США. Так, весной 1915 года министр иностранных дел Англии спросил личного представителя президента Вильсона полковника Хауза, как будет вести себя Америка, если немцы потопят корабль с американцами. Тот ответил, что «этого будет достаточно, чтобы вовлечь нас в войну». Но тогда её отложили «до лучших времен», а именно до 1917 года – в США назревали выборы и не все американцы хотели воевать, да и немцы еще не были ослаблены.

Таким образом, англичане сами подставляли под удар судно с американскими гражданами, чтобы облегчить себе ведение войны «чужой кровью».

Но почему огромный корабль, называемый пассажирами «плавучим городом», ушел на дно за каких-то 18 минут? Причиной его быстрой гибели стал его груз. Командир немецкой субмарины U -20 В. Швигер отметил, что при торпедировании «Лузитании» произошел двойной взрыв, разворотивший не только трюм, но и палубу и даже верхние надстройки. Министр морского флота Германии Тирпиц писал: «Немедленную гибель «Лузитании» вызвал взрыв погруженных в её трюмы боеприпасов».

И если бы не они, попадание даже двух торпед в такой огромный корабль позволило бы ему продержаться на плаву несколько часов. Например, для уничтожения в 1918 году парохода подобного типа «Джустишиа» германским подводникам потребовалось попадания шести точно таких же торпед, какими была потоплена «Лузитания», причем торпедированное судно ещё сутки держалось на плаву. И почти моментальное потопление в мае 1915 года говорило о том, что взорвалось нечто большее.

Об этом говорили и многие выжившие пассажиры «Лузитании» вроде канадского профессора Ж. Марешаля, а также бывшие военные. Однако их показания не были приняты во внимание как «темных личностей».

Но и это ещё не всё. В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США признало, что это оно передало немецкой стороне данные о грузе «Лузитании». Австро-венгерские дипломаты опасались того, что это приведет к войне между Веной и Вашингтоном и пытались наивно оправдаться. В отправленных консулом фон Ретегом письмах на имя Госдепа наивно говорилось о том, что англичане вывозили на гражданском судне взрывчатые вещества американского химического концерна «Дюпон».

Показательно, что тогдашний американский госсекретарь Брайн решительно осудил политику президента, «знавшего о перевозке американских боеприпасов английскими кораблями, что являлось грубым нарушением нейтралитета США».

После этого события развивались по сценарию захватывающего детектива: на консульство Австро-Венгрии был совершён налет, в ходе которого были похищены свидетельства о гибели «Лузитании». И только в 1990-х годах американские архивисты «раскопали» документы, говорящие о том, что он был делом рук спецслужб США.

Однако и это ещё не все: при обследовании судна выяснилось, что «кто-то» с помощью современного оборудования вырезал всю носовую часть торпедированного лайнера, в которой и был складирован «американский сыр». Оказывается, уже после Второй мировой войны там поработали английские водолазы, которые и попытались уничтожить все следы. Однако на 100% сделать это не удалось.

Дело "Лузитании" в очередной раз говорит о том, что для политической элиты как Англии, так и США нет никаких моральных принципов. Ради сиюминутных выгод они способны забыть не только о правах человека, но и даже поставить под угрозу жизнь собственных граждан.

 Каковы будут последствия этого открытия? Не замедлят себя ждать многочисленные иски от потомков пострадавших на «Лузитании», которых, не спросив их согласия, сделали «ритуальными жертвами» политики Антанты.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить