У Буша болит душа за летчиков, которым прикажут бомбить Иран?

Почему администрацию США так раздражают поставки российских зенитно-ракетных комплексов Тегерану? Госдеп даже пригрозил Москве санкциями. «Тор-М1» – сугубо оборонительное оружие. Если Америка не готовит нападение на Иран – откуда такая нервозность?

Соединенные Штаты весьма болезненно относятся к стремлению какой-либо страны укрепить свою обороноспособность. Особенно если это нарушает агрессивные планы Пентагона. Это – с военной точки зрения.

С экономической – Вашингтон раздражен, что Россия успешно выходит на рынки вооружений и расширяет сферу влияния в регионах, где до этого традиционно доминировали США.

С политических позиций администрация Буша негативно относится ко всему, что касается неприятия другими государствами ее вмешательства в их внутренние дела и выражается в антиамериканизме, который сами США и провоцируют, выпячивая свое превосходство на мировой арене.

Но руководить всей планетой – дело суетное, особенно с помощью дубины. Можно надорваться. В этом состоянии надрыва США и находятся. Конечно, еще есть силы, мощь, влияние, но нет новых идей. Высшая точка авторитета пройдена. Консолидация мирового сообщества под эгидой Вашингтона после 11 сентября самим же Вашингтоном и уничтожена.

Все больше стран дистанцируются от Америки, понимая, что после Буша-младшего им еще долго придется зализывать раны и отвечать перед обществом, исходя из каких реалий и выгод руководители государств стояли в одном строю с Вашингтоном.

Однако у Соединенных Штатов отсутствует осознание того, что мир меняется, становится многополярным, и геополитический расклад становится не в их пользу. Хочется порулить, исходя из своих представлений о справедливости.

На этот раз проштрафилась Россия. Она, якобы, грубо нарушила американские законы, и, несмотря на окрик из Вашингтона, поставила в Иран зенитно-ракетные комплексы «Тор-М1».

Пресс-секретарь Госдепартамента США Шон Маккормак по этому поводу заявил, что Соединенные Штаты могут ввести односторонние санкции в отношении России за такое самоуправство – и не просто так, а на основании государственно-правовых актов США, принятых в 2000 году под названием «О нераспространении в отношении Ирана и Сирии» и «О санкциях против Ирана».

Оба этих документа требуют от Белого Дома предпринять действия против тех организаций, фирм и стран, которые своими поставками сносят вклад в укрепление обороноспособности Ирана. Вопрос о том, подпадают ли те или иные оружейные сделки под санкции, решается специальной комиссией при администрации США.

Правда, для России дело это привычное. В августе 2006 года Америка ввела санкции против Рособоронэкспорта и компании «Сухой», обвинив их в поставках Ирану оружия массового поражения. Однако, поняв всю глупость этого шага, но желая сохранить лицо, американцы сняли обвинения с фирмы «Сухой», оставив в «черном списке» Рособоронэкспорт.

Новый год принес еще один подарок России. Теперь санкциям подверглись три организации – Тульское КБП, Коломенское КБ машиностроения и нарушитель-рецидивист Рособоронэкспорт.

Неважно, что последний не имеет с США договоров о военно-техническом сотрудничестве, а контакты двух остальных с Соединенными Штатами отсутствуют. Главный мотив: «Нам сверху видно все, ты так и знай».

Теперь новая напасть. Опять Россию будут оценивать, выясняя «вопрос о том, следует ли нам предпринять необходимые действия на это», завил Маккормак. Каждая его фраза – затаенная обида на непослушание: «Мы поставили этот вопрос перед русскими, но они приняли решение осуществить сделку».

И раздражение по поводу того, что надо менять планы радикального решения иранской проблемы. 29 комплексов на территории потенциальной жертвы – это серьезно. Потому-то и прозвучало, что США ставили «вопрос, правильно ли выбран момент для осуществления этой продажи Ирану, учитывая обстоятельства».

Здесь можно согласиться. Момент действительно неудачный. Численность вооруженных сил США в Персидском заливе растет, к берегам Ирана идет авианосное ударное соединение, авиационная группировка увеличивается. А в дополнение к стройной системе воздушной обороны Ирана на боевое дежурство встают современные системы ПВО, защищая, в первую очередь, ядерные объекты.
Если США не готовятся к войне в этом регионе, то откуда такая нервозность?

Россия продала соседнему государству сугубо оборонительное оружие, не приспособленное к использованию в наступательных целях. Контракт не такой уж крупный – 700 миллионов долларов.

«Торы» от Америки далеко, нападать на США Иран не собирается. Поставки соответствуют международным нормам и никоим образом не нарушают резолюцию Совбеза ООН по Ирану.

Значит, у администрации Буша болит душа за летчиков, которые непременно будут уничтожены в случае авиационных ударов по Ирану.

«Тор-М1» предназначен для прикрытия важных объектов, перовых эшелонов сухопутных войск от ударов противолокационных и крылатых ракет, самолетов и вертолетов – в том числе, «невидимок» Stealth и планирующих авиабомб.

«Тор-М1» – единственная в мире система, которая способна обнаруживать до 48 целей, вести огонь сразу по двум объектам в диапазоне высоты от 20 до 6000 метров.

Так что, есть за что наказывать Россию – пусть не нарушает американские законы и не раздражает президента США.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить