Буш отправил на Ближний Восток "чёрную метку"

Райс объяснила непонятливым, что президент говорил не только об увеличении американского присутствия, но и подразумевал, что придает большое значение росту потенциала местных т провинциальных органов власти и оказания им экономической помощи и помощи в реконструкции. А конкретно, США отправляют в Ирак более 20 тысяч войск и в придачу несколько сотен гражданских консультантов, чтобы включить их в состав провинциальных групп по реконструкции, работающих за пределами Багдада. То есть основная задача – дать подкрепление и, в конце концов, отправить засидевшихся за забором в «зеленой зоне» специалистов в провинции для строительства светлого будущего иракцев.

«Это дает все шансы на успех не только правительству в Багдаде, но и тем, с кем мы работали в провинциях, чтобы местные и провинциальные органы власти могли оправдать чаяния и ожидания своего народа», - сказала Райс. По ее словам, это помогло бы США достичь своей цели - содействовать совершенствованию государственного управления и экономических возможностей на всей территории страны. По всей видимости, Райс озвучивает алгоритм госстроительства по-американски: сначала «вбомбить» страну в каменный век, разрушить власть, армию, экономику, втянуть народ в межклановую и религиозную резню и все до основания, а затем все это «совершенствовать» и оправдать чаяния народа.

Однако, госсекретарь все-таки дает шанс иракскому народу выжить, заявив, что стремление США помочь Ираку небезгранично. Значит, есть надежда, что на территории государства что-то останется. Хотя в это трудно поверить. «Мы хотим, чтобы иракцы больше полагались на свои собственные ресурсы, кадры и силы. Поэтому к 2008 и 2009 годам бремя оказания помощи на местах должны взять на себя иракские власти. Очень важно, чтобы теперь иракцы тратили собственные средства на реконструкцию, на рабочие места, на ту повседневную деятельность, которой жаждет их народ», - считает она.

Из этого следует, что уходить не хочется, а оставаться страшно, мы чужое разбомбил, а вы свое восстанавливайте, но за счет собственных ресурсов. Нормальный член комиссии после такого пассажа должен был бы засыпать госсекретаря вопросами и требованиями объяснений: о каких именно иракцах она говорила, откуда взять кадры, какими силами располагает местная власть и почему такая самостоятельность у правительства «зеленой зоны» появится только через три года.

Но потуги Райс сделать акцент на политико-дипломатический аспект стратегии Буша, показать ее менее агрессивной, убедить Сенат в существовании разнообразия форм влияния на ситуацию в Ираке были восприняты весьма скептически. Председатель Комитета Сената по иностранным делам Джозеф Байден заявил госсекретарю: «Боюсь, что предложения президента не только улучшат ситуацию, но даже ухудшат ее». «Я считаю, что президентская стратегия не является решением проблемы, г-жа Райс. Я считаю, что это трагическая ошибка».

Конечно, прикрывать начальство – дело неблагородное, тем более выслушивать вопросы, на которые не знает ответа сам президент. Поэтому они и повисли в воздухе. Сенат больше интересовало, каких целей пытается достичь Буш посредством увеличения численности войск, почему он считает, что подобная стратегия будет успешной, каким образом будут вовлечены иракские силы, как долго необходимо держать в Ираке дополнительные войска, какие меры планируется принять, если ситуация не улучшается. А в ответ тишина.

В то же время Райс намекнула, что Ирак - это цветочки, потому что администрация Буша пользуется «региональным подходом» к реагированию на вызовы в нем. Другими словами одним Ираком не обойтись. США стремится «сотрудничать с теми правительствами, которые разделяют наши взгляды на то, в каком направлении должен двигаться Ближний Восток. Иран и Сирия сделали свой выбор в пользу дестабилизации, а не стабилизации» - сказала она. И аргументировала свое заявление тем, что за свое сотрудничество они потребуют то, что для США неприемлемо.

Вашингтон не устраивает, что Иран захочет получить уступки в отношении своей ядерной программы, а Сирия потребует свободы действия в Ливане. Складывается впечатление, что у Райс свое видение обстановки. Как будто Сирия и Иран только и мечтают влезть в американскую авантюру, Иран прекратил обогащение урана и ждет, когда за содействие ему что-нибудь разрешат, а Сирия мечтает сунуть голову в ливанскую петлю. Кондолиза Райс – женщина действия. Отговорив свое на Капитолийском холме она отправилась на Ближний Восток заниматься любимым делом – добиваться поддержки США в этом регионе и как сказал Президент «активировать усилия по противодействию иранскому и сирийскому влиянию в Ираке».

Накануне поездки госсекретарь США заявила, что иранские власти помогают шиитам бороться против солдат США. «Я не думаю, что в мире найдется страна, которая спокойно будет сидеть и смотреть, как иранцы создают в Ираке сети». Она едет, чтобы, если на языке дипломатов, то услышать «мнение арабских стран – Египта, Иордании и Саудовской Аравии, умеренных палестинцев. Услышать мнение Израиля». А на простом языке – выкрутить руки королям, шейхам и президентам и заставить согласиться на расширение регионального конфликта. Большой Ближний Восток ждет, что будет дальше, а в Багдаде снова вешают и показывают казнь – на этот раз двух приближённых Саддама Хусейна.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить