Босния и Герцеговина: политические элиты презирают, но не могут жить друг без друга

Проклятая независимость Боснии

В Боснии и Герцеговине под флагом одной страны существуют три основные религиозные конфессии: католицизм, православие, ислам. Эта страна двадцать лет назад прошла сквозь горнило гражданской войны, оставившей после себя около ста тысяч убитых и около двух миллионов беженцев.

Сейчас в Боснии самый запутанный европейский кризис. Здесь уже почти нет представительств иностранных СМИ; миссия выполнена, внимание международной общественности переместилось на Украину. Возможно ли, что сегодняшняя ситуация в Боснии может служить примером того, что ждет Украину и Молдавию в недалеком будущем?

Международное сообщество, которое радовалось тому, что оно "спасло" Боснию, теперь, судя по всему, не знает, что с ней делать.

Дейтоновские соглашения 1995 года остановили активные боевые действия. В результате было создано государство из трех образований: Федерации Боснии и Герцеговины (хорваты и боснийцы), Республики Сербской (сербы) и округа Брчко (смешанное население). По мнению международных посредников, эта модель децентрализации должна была нивелировать желание сербской общины выйти из состава республики.

Но с самого начала в этом соглашении были допущены ошибки. Это произошло в результате непонимания самой причины возникновения вооруженного конфликта, который, по сути, возник из-за того, что хрупкий этнический баланс был нарушен в результате вмешательства внешних сил. Западные дипломаты в один голос твердили о том, что такие конфликты в этом регионе абсолютно закономерны и что балканские народы и так постоянно сражались друг с другом. Поэтому они решили преодолевать этнические разногласия, что привело к возникновению феномена, которого не наблюдалось в этой стране уже около четырехсот лет.

Жители страны сегодня прежде всего заявляют о своей религиозной принадлежности и только потом вспоминают о том, что они боснийцы. Да, теперь все определяет религиозная принадлежность.

Босния сегодня состоит из четырнадцати различных территориальных единиц, двух образований и двенадцати правительств. Центральное правительство находится в Сараеве — столице Боснии и Герцеговины. В государстве огромный процент государственных служащих на долю населения, и это при очень высоком уровне безработицы. Каждый третий человек здесь не может найти работу, а каждый пятый работает в государственном секторе. По мнению боснийского экономиста Синиши Пепича, "государственный долг может стать катастрофически большим, и это приведет к дефолту страны".

Политики здесь получают зарплаты в разы больше европейских парламентариев. По мнению многих аналитиков, представители политических элит Боснии, сформированных по этническому признаку, презирают, но не могут существовать друг без друга.

В феврале 2016 года Босния и Герцеговина подала официальную заявку на вступление в ЕС, хотя процесс подготовки республика начала практически 10 лет назад. Однако высокопоставленные чиновники ЕС считают, что вступление республики в союз возможно не ранее 2025 года.

На Украине прослеживается такая же схема. Постепенно отодвигаются прогнозные сроки присоединения к единой Европе, а экономическое и политическое положение населения страны ухудшается с катастрофической скоростью.

Ситуация в Боснии и Герцеговине — это то будущее, которое уготовано тем, кто рассчитывает, что путем переворота, военного конфликта, отказа от национальных традиций у себя в стране можно расчистить путь в светлое завтра европейской семьи.

Перспективы Украины и Молдавии видны довольно отчетливо. США и Евросоюз превратили Боснию в свою собственную вотчину, и нет никаких оснований предполагать, что они поступят по-другому в отношении других стран, особенно если их политические и бизнес-элиты готовы заключать коммерческие сделки на их условиях.

Автор Юлиана Погосова
Юлиана Погосова
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *