ХАМАС: "Нас рисуют как вооружённых боевиков, а на самом деле мы работаем в благотворительных направлениях"

Представитель ХАМАСа в Ливане: "Патриотизм не имеет религиозной окраски"

6:37

Спецкор Pravda.Ru Дарья Асламова побеседовала с представителем ХАМАСа в Ливане, доктором Ахмадом Абд аль-Хади. Он рассказал, как ХАМАС помогает палестинцам в Ливане, почему Штаты не хотят эскалации конфликта на Ближнем Востоке, что мешает "Хезболле" открыть второй фронт в поддержку Газы и почему только Нетаньяху нужна война с сектором Газа.

— Какие цели и задачи ставит для себя ХАМАС в Ливане и чем вы можете помочь своим палестинским соотечественникам в этой ситуации?

— Мы одна из больших палестинских организаций в Ливане. Наши представители есть в палестинских лагерях по всей территории страны, хотя палестинцы здесь живут не только в лагерях — есть места их компактного проживания в ливанских городах. Во всех крупных городах у нас есть свои офисы. Мы работаем с людьми по разным направлениям — как с членами нашей организации, так и с простыми гражданами.

В Ливане уже много лет страшный экономический кризис. Это сильно ударило по ливанцам и особенно по палестинцам, потому что они ещё менее защищены. Мы стараемся помогать людям, потому что им нечего кушать. Мы же не военная организация, а политическая партия. Мы организовываем благотворительную деятельность, выдаём подарки к религиозным праздникам тем, кто особо нуждается в деньгах.

Нас рисуют как вооружённых боевиков, а на самом деле мы работаем в образовательных, благотворительных, культурных направлениях.

Поскольку мы находимся за пределами нашей родины, основная наша задача — это возвращение домой всех беженцев и их потомков. Нас пытаются либо ассимилировать, выдать всем паспорта, чтобы мы стали ливанцами, либо выгнать, переселить ещё дальше, чтобы мы снова стали беженцами. Но это идёт вразрез с нашими планами, потому что у каждого человека есть право жить у себя на родине.

Ещё одна наша задача — не дать людям ассимилироваться, потому что у нас есть свой диалект, свои культурные традиции, и 75 лет мы стараемся это сохранять, чтобы палестинцы не стали ливанцами. Если нас оторвут от наших корней, что очень многие настойчиво пытаются сделать, предлагая лучшие условия для жизни, то мы перестанем быть народом, потеряем свою идентичность.

Раньше нас было 600 тысяч. Но потом начались гражданская война, экономический кризис, в итоге люди уехали в другие страны, а здесь осталось 200 тысяч. Те, кто уехал за границу, всё равно считаются палестинцами Ливана. Они могут вернуться в любой момент, и нас снова будет 600 тысяч.

— Сейчас идёт война между ХАМАСом и Израилем. Не перерастёт ли она в войну между Израилем и Ливаном?

— В Ливане основная воюющая сила — это "Хезболла", они взяли на себя обязательство вести бои с врагом. Это не полномасштабная война, а скорее, беспокоящий огонь. Но он помогает людям в Газе, оттягивает силы. Плюс ставит под сомнение безопасность всего Израиля, потому что теперь есть проблемы не только у южных регионов, но и у северных.

Наши бойцы под именем Бригады "Аль-Кассам" вместе с "Хезболлой" принимают участие в боях, в сопротивлении на юге Ливана. Поэтому Израиль начал ликвидацию лидеров:

  • "Хезболлы",
  • ХАМАСа.

2 января был убит господин аль-Арури, который отвечал за движение сопротивления на западном берегу Иордана. Кроме него, погибли наши товарищи из Ливана и один из Стамбула. Нам был нанесён очень болезненный удар.

Конечно, мы понимаем, что за всеми нами идёт охота. Мы принимаем меры предосторожности, но мы же не можем сидеть дома, потому что мы должны работать и именно сейчас мы нужны родине.

— Какие у вас отношения с "Хезболлой"? Можно ли вас назвать военными или политическими союзниками?

— Подробности нашего сотрудничества знают только те, кто этим непосредственно занимается. Но "Хезболла" для нас как старший брат в Ливане. Мы очень плодотворно сотрудничаем с ними и в других странах.

— Осложняются ли ваши отношения тем, что вы сунниты, а они шииты?

— Несмотря на то, что мы представляем разные течения ислама, мы стараемся, чтобы не возникало таких проблем, потому что у нас не теологические отношения. Мы пытаемся освободить нашу родину, и "Хезболла" нам в этом содействует. Патриотизм не имеет религиозной окраски.

— Многие спрашивают, почему в такой трудной ситуации для ХАМАСа и для Палестины "Хезболла" не открыла второй фронт? И будет ли он открыт когда-нибудь?

— "Хезболла" вынуждена действовать с оглядкой, потому что если начнётся полномасштабная война, то евреи будут бомбить Ливан так же, как в 2006 году. Нужно думать о местных жителях, чтобы не превратить Ливан в Газу.

Тем не менее уже с 8 октября "Хезболла" открыла огонь. С тех пор напряжение нарастает вдоль всей границы. Хотя я не могу сказать, начнётся ли сейчас что-то действительно очень серьёзное.

— Есть мнение, что Израиль столь жёстко ответил Газе, чтобы втянуть коллективный Запад в войну с Ираном и превратить региональный конфликт в большую войну с Ираном.

— Думаю, что сами американцы не хотят большой войны в регионе.

  1. Во-первых, если силы сопротивления, включая Йемен, откроют огонь по Израилю, ему мало не покажется, а если добавится ещё и Иран, то Израиль может быть уничтожен.
  2. Во-вторых, у американцев в регионе есть свои интересы, которые пострадают, если начнётся большая война. Американцы не хотят сами участвовать в боевых действиях, потому что они увязнут так же, как в Афганистане и Ираке. Но они хотят создать нестабильность, чтобы выдавить из региона Россию и Китай.

Большая война нужна только Нетаньяху: иначе он пойдёт под суд, как только конфликт затихнет. Его будут судить не только за то, что происходит сейчас, но и за старые делишки.

Американцы почти каждый день приезжают к нам сами или подсылают французов, катарцев, оманцев, чтобы они уговорили "Хезболлу" не начинать крупномасштабной войны с Израилем. Значит, Штаты действительно не могут справиться с Нетаньяху, который разжигает войну.

Кроме того, американцы через третьи руки пытаются убедить Иран, чтобы он утихомирил хуситов, чтобы война не разгоралась, а оставалась локальной: на юге Ливана и в Палестине.

Да и нельзя сказать, что весь Израиль хочет войны. Там достаточно сильна оппозиция, которая против конфликта, и армия не хочет воевать. Всё раздувает сам Нетаньяху и несколько его приятелей в кабинете министров.

Читайте также: Спецкор Pravda.Ru Дарья Асламова из Ливана — о "локальной войне", уничтожающей народы

Автор Дарья Асламова
Дарья Асламова — журналист, корреспондент Pravda.Ru.
Редактор Марина Севастьянова
Марина Севастьянова— филолог, журналист, редактор Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить