Почему Россия проигрывает в информационной войне

Ради самолюбования российские СМИ сколько угодно могут называть Лукашенко колхозником. Ну а какой-то клерк из белорусского МИДа считает возможным назвать российского посла счетоводом или бухгалтером.

Разница, знаете, в чем?

У нас ни один чиновник не посмеет публично уничижительно отозваться о президенте Белоруссии, потому что именно в этом заключается дипломатическая культура в отношении союзника. В Белоруссии, как мы сегодня выяснили, все иначе. Там хамство возведено в ранг государственной политики.

Стало легче? Ну а теперь приготовьтесь к неприятному.

Сегодняшний инцидент показал всю немощь российской внешней политики. При всех тех обстоятельствах, о которых говорил Михаил Бабич о российско-белорусских отношениях (то есть, как я понял, Россия может вертеть Белоруссией, как США — Германией или Францией), после оскорблений официального представителя Российской Федерации от официального представителя белорусских властей мы не отозвали посла для консультаций. Мы в очередной раз сказали: ой, так же нехорошо поступать!

Бред? Бред полный!

Но Москва проиграла не только в этом. Это-то все — фигня полная, информационно отыграть ее не сложно было бы.

Если б не одно "но": отыграть невозможно.

Потому что, в отличие от Москвы, Минск все последние годы придавал много значения именно действиям в паблике. Прикармливал российские издания, политиков. Ну и посмотрите: заявил ли сегодня что-то один сенатор, твиттер-аккаунт которого так любят цитировать по любому поводу государственные агентства России?

Специально просмотрел все сообщения по "Яндекс.Новости" в отношении конфликта. Ни один (!!!) российский депутат из международных комитетов никак не прокомментировал унижение российского посла. То есть интерес российской общественности был удовлетворен сообщениями о комментариях белорусского государственного хамства:

  • самого Михаила Бабича;
  • замминистра Григория Карасина.

И только! Думаете, это все? Нет.

Потому что в Белоруссии не знают ни об интервью Бабича российскому госагентству, ни об ответах Бабича и Карасина. Знают только о том, что сказал представитель белорусского МИД.

Я прочел полностью интервью Михаила Бабича, из-за которого Лукашенко пошел (в очередной раз) на открытую конфронтацию с Россией. Очень выверенное, достойное интервью с абсолютным дипломатическим уважением к белорусской стороне. И вот вам статистика: вместе со мной на эту минуту это интервью прочел лишь 1201 человек, по данным LiveInternet. Заявление белорусского деятеля прочло в десятки раз больше!

Пишу об этом, потому что это отдельный инцидент. Все это складывается в одну большую системную ошибку нашей внешнеполитической деятельности.

Казалось бы, все наши знания о механизме "цветных революций" давным-давно должны были привести нас к пониманию об основной их составляющей: информационных технологиях.

Более-менее с энергией Маргариты Симонян мы научились как-то отвечать на информационные вызовы западных оппонентов: у нас есть Russia Today.

А что с ближними странами СНГ: жителей Украины мы давно потеряли — западные НКО там работали хорошо, в то время как Россия на эту деятельность денег не тратила вообще (или они элементарно "пилились"). С Белоруссией сегодня — та же история. Завтра:

  • Казахстан,
  • Узбекистан,
  • Киргизия и т. д.

Знаем ли мы хоть одно российское агентство, которое целенаправленно работало бы на эти бывшие советские республики и было бы популярно среди их населения?

Если нет, то какой, к черту, ЕвразЭС? Какая интеграция?

Нет ее. Ощущение такое, что российская дипломатия и российская внешняя политика действительно превратились в бухгалтерию с подсчетом прибылей-убытков от продажи углеводородов, процентов от кредитов и т. д.

Внешняя политика перестала быть политикой!

Потому что политика — это не только взаиморасчеты, но и выстраивание отношений с обществом — своим, чужестранным.

Наши внешнеполитические организации тратят деньги на матрешек, красивые буклеты с красивыми видами России (которые потом тайно вывозят и сжигают, поскольку они никому не нужны), но лишь копейки — на работу с общественным мнением.

Что необходимо для работы в странах ближнего зарубежья:

1. Российские НКО, задачей которых было бы:

  • доведение до общественного мнения стран СНГ внешнеполитического курса России,
  • создание ядра сторонников тесного взаимодействия с нашей страной.

2. Интернет-СМИ, с теми же самыми задачами, но и с привлечением в орбиту своего влияния местных корреспондентов.

3. Поддержка политиков, выступающих за сотрудничество с Россией (а не предательство их, как это постоянно происходит в республиках Прибалтики).

И так далее, и тому подобное.

С такими подпорками никто не посмеет не только такого уважаемого в России человека, как Михаил Бабич, но и любого другого оскорбить. Потому что реакция со стороны России может быть ошеломляющей.

Но это я размечтался.

Не будут реализованы предложенные мной в этой колонке меры, потому что в правящем классе современной России плевать хотели на работу с общественным мнением как внутри страны, так и во вне ее.

Нам остается только наблюдать, что будет дальше…

По теме:

Как не стать зомби в информационной войне

"Задача выстоять в информационной войне для России не главная"

80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России

Мария Захарова: "Даже солидные издания часто несут заведомый абсурд"

Кто разжигает информационные войны?

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *