Мария Захарова об информационной войне России против Запада

Мария Захарова: "Даже солидные издания часто несут заведомый абсурд"

На Западе много говорят о необходимости активизации информационного противостояния России. Значит ли это, что мы действительно побеждающая сторона, что вынуждены признавать США и Евросоюз? Или Россия все-таки обороняется в информационном пространстве, причем не очень удачно? Об этом в прямом эфире Pravda. Ru рассказала замдиректора департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.

— Недавно на Украине убили нескольких журналистов и политических деятелей. Реакции Запада нет абсолютно никакой. Более того, там эти трагические события замалчиваются. Удивительно, что не только официальные лица, но и пресса предпочитает ничего не замечать.

— Мне это совершенно не удивительно. Мы начали говорить о двойных стандартах задолго до украинского кризиса, сирийских и других событий. Говорим об этом уже лет 10 громко, четко и внятно. Двойные стандарты есть даже в оценке гуманитарных проблем, связанных ни с какими-то сложными политическими ситуациями, где действительно могут быть разные взгляды, а непосредственно тех конкретных случаях, в которых затрагиваются судьбы обычных граждан. Очевидно, что на политическое убийство реакция должна быть одинаковой.

Мы все являемся получателями информации через СМИ, участвуем в выборах и так далее. В оценке таких вопиющих случаев должна быть константа. То есть должны быть единые критерии. Понятные, доступные для всех, чтобы не было разноголосицы, чтобы не было попыток исказить не только оценку, но и саму ситуацию. Все это мы начали говорить давно не только здесь, но и на всех международных площадках. Мы говорили с внешними контрагентами про эти проблемы в ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, во всех других структурах, которые занимаются этой проблематикой. И каждый раз мы видели демонстративное молчаливое непонимание.

Конечно, мы понимали, что это никакое не непонимание, а просто нежелание реагировать. Им очень удобно использовать такую позицию с совершенно различными целями. В одном случае квалифицировать убийство политика как политическое убийство. А если им надо, то квалифицировать убийство политика как несчастный случай или вообще его не видеть.

Происходящее на Украине в последние полтора года — это уже даже не двойные стандарты, а полное искажение реальности. Нынешняя власть установила полную монополию на информацию, постоянно беспрецедентно лжет, никаких прав и свобод там уже не существует.

При этом все российские средства массовой информации официальным Киевом называются не просто пропагандистами, а пособниками преступников. И Европа их поддерживает, пытается отреагировать, строит какие-то планы по противодействию российской пропаганде. Выделяются на это огромные деньги, создаются схемы взаимодействия западных структур. А на территории Украины выдавливается все инакомыслие в принципе. Были случаи физического похищения, давления, убийства российских журналистов. Тогда казалось, что это край. А на самом деле, это была только прелюдия.

Сейчас они добрались до своих. В их логике это абсолютно логичный, закономерный шаг, потому что если вычищать инакомыслие, то нельзя ограничиться представителями зарубежных СМИ. Они не могут допустить иную точку зрения, чтобы кто-то мешал им не одурманивать на Украине собственных людей.

Я очень много общаюсь с представителями той части украинского общества, которая поддерживает официальный Киев. В ходе передач, бесед у меня действительно складывается ощущение, что люди зомбированы. Это не их вина. Они просто не слышат аргументацию, потому что у них стоит какой-то блок.

Но все равно даже часть населения, которая даже изначально шла в фарватере взглядов киевского режима, начинает понимать, что все это куда-то не туда смещается. Они же видят, что происходит совсем не то, что говорят власти и СМИ. Сколько людей не отворачивай в другую сторону, не пытайся отвлечь, все равно люди понимают, что война никому не нужна. Война это способ зарабатывания денег, решения политических амбиций и удержания власти — все, что угодно, но это не метод построения государства и государственности на Украине. Сто процентов!

Нынешние власти единственное, чем пытаются сплотить общество — предложив образ врага. Но даже эта универсальная во все времена схема на Украине не работает. Очень сложно доказывать людям, что во всем виновата Россия. Россия дает газ, причем дает бесперебойно, дает без политического заламывания рук, даже идет на уступки. На протяжении всего этого страшного кризиса Россия не шантажировала Украину, что будут сбои поставок или что-то еще. Россия отправляет гуманитарные конвои, кормит, лечит… Россия приняла огромное количество беженцев.

А на самой Украине идет отстрел. Налицо системная работа по устранению всякого инакомыслия с убийствами и якобы самоубийствами — это безусловный факт. И нет не только официального осуждения Запада, нет даже твитов от руководства этих стран. Я видела только твит ОБСЕ. Он был выдержан в традиционной стилистике — ни плюс, ни минус. Получается, что для западных демократов в какой-то стране люди лучше, в другой хуже, они даже не заслуживают реакции, когда их убивают. Может западные лидеры считают, что там — вообще недолюди, на их убийства даже внимания обращать не надо.

Какое количество страшнейших преступлений, и убийств конкретных персоналий, и коллективных, начиная от снайперов на майдане, поджога в Одессе, первого Мариуполя, в конце концов, сбитого "Боинга", какое количество преступлений, которые до сих пор далеки даже до начала какого-то объективного следствия.

С месяц назад в Европе разбился самолет. Сразу все расследовали. Предварительные заключения сделали за сутки! В открытом режиме все шло онлайн, мы видели кадры с родственниками погибших людей. Несмотря на то, что самолет был европейский, я видела, как американские каналы подробнейшим образом факт за фактом давали всю предварительную информацию.

Через два дня весь мир был в курсе приблизительной схемы того, что было на основе фактологического материала, данных, которые действительно имели место быть. Все было открыто. А со времени крушения малазийского "Боинга" на территории Украины скоро будет год. И до сих пор ничего не говорят, все засекречено. Почему? Что же там тайного? Ведь речь идет о гражданском самолете. Ничего не обнародовано! Несмотря на неоднократные просьбы. Более того, сам самолет не только не отдают его собственнику, туда даже не пускают малайских экспертов!

Мария Захарова: "Даже солидные издания часто несут заведомый абсурд". Мария Захарова: "Даже солидные издания часто несут заведомый абсурд".

— Так может быть, надо говорить об этом более активно?

— Мы говорим уже. Лично я целый день в сети, на телевидении, в смс-переписке со всеми иностранными корреспондентами, это мой небольшой вклад. Наш департамент информации и печати работает на протяжении полутора лет просто, мне кажется, уже в круглосуточном режиме. Уже Сирия требовала колоссальных усилий. Но, конечно, сейчас происходящее на информационном фронте — беспрецедентная ситуация. Вот даже на примере самолета наглядно видна схема этой информационной войны.

Происходит крупное событие, никто не знает, как оно произошло, не знает причин, не знает результатов, но тут же подверстывается вся политологическая, медийная оснастка, средства и механизмы, для того, чтобы сделать из одной страны обвиняемого, подсудимого и изолируемого. Как ни странно, все это происходит в преддверии крупных европейских форумов, в ходе которых принимаются решения о введении санкций. Так было все время. После того, как санкции вводятся, тут же забывается об этом сюжете. Потом оказывается, что все было не так, но это уже никого не интересует. Ситуация с "Боингом" — классический тому пример.

Главный принцип работы западных средств массовой информации был основан на необходимости перепроверки информации у нескольких источников. Никогда, никто раньше не публиковал даже самую сенсационную информацию, не имея, как минимум двух источников. Потому что это будет уже не журналистика, а какие-то листовки пропагандистские. Это очень разумно и правильно.

Теперь же даже по самым вопиющим и недостоверным фактам там часто никому даже в голову не приходить обращаться к российской стороне.

Просто сразу на основании даже не всегда понятно чьих слов заявляется как о факте. Часто сообщалось даже солидными изданиями о пересечении границы танковыми колоннами и многом другом абсурде. Разумеется, потом выяснялось, что это не соответствует действительности. Причем уже были случаи, когда не только СМИ, но и официальные руководители стран и государственные структуры занимались просто чистой воды подлогами, меняли ранее размещенную информацию на совершенно другую и делали вид, что ничего не происходит.

— В госдепартаменте одно время любили развлекаться публикацией каких-нибудь "десяти фактов российской агрессии" и тому подобными вещами…

— Вспомните, что еще много лет назад Колин Пауэлл вошел в историю не благодаря выдающимся заслугам, а потому что тряс в Совбезе ООН пробиркой. Такие вещи не сотрешь. Возможно, несколько веков назад подобная ложь забывалась. Документальных доказательств тогда не было. Сейчас это невозможно стереть. Все эти ролики доказательная база их, мягко говоря, неправоты.

Да и уже сейчас из моего общения с людьми я вижу, что эффект обратный. Чем агрессивней идет эта компания, чем она массированней, чем жестче давит Вашингтон, в том числе через Киев, там больше люди видят их ложь.

Не так быстро, как хотелось бы, но тем тверже пробивает дорогу, в частности в Европе осознание того, где ложь и пропаганда, а где — правда, реалистичный взгляд. Мы видим, что в Европе большинство уже все понимают. В ходе переговоров с нашими европейскими коллегами они сами об этом нам говорят. И они понимают, кто как на кого влияет, кто оказывает конструктивное воздействие, а кто — деструктивное. Они все прекрасно понимают. Но слишком сильное давление.

Мы стараемся в наших материалах сочетать политическую оценку с фактическим материалом: цифры, данные, цитаты международных договоров, международных соглашений, факты, предоставленные независимыми наблюдателями. То есть мы не делаем лобовые заявления о том, что мы считаем так, и все — этого достаточно. Этим, кстати, очень грешат наши западные коллеги. Поэтому им и не верят.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить