Какие книги читают наши дети

"Они ничего не читают!" — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его "модели". Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать "книги для школы" и "книги для себя".

Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз "Голодные игры", экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности "Поттериану" и "Сумеречную" сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).

В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…", "Два капитана" Вениамина Каверина, "Алые паруса" Александра Грина, "Белый Бим Черное ухо" Гавриила Троепольского и "Идиот" Федора Достоевского.

Читайте статьи из серии "Книги-маяки"

Правда, эти книги, как и американский "топ внеклассного чтения", были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: "Целый день сидит за компьютером, ничего не читает". В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: "Не люблю читать, ничего не читаю". Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: "Нравится читать, много читаю". Чуть больше трети: "Люблю читать, но нет времени". Кстати, "сидит за компьютером" и "ничего не читает" никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: "Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу".

Читайте также: Бук-ридеры: Церковь одобряет?

Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение "для себя". Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени "для себя"? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием "для общего развития". Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: "Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю".

Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении "делового" и "досугового" чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает "разбор произведений" классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на "чтение для дела, чтобы успевать в школе", и "чтение для себя".

К "деловому чтению", увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают "программную классику" как каторгу. А вот "чтение для себя" может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет "проглатывают" книги по истории религий или естествознанию. "Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию".

Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях ("Пятнадцатилетний капитан", "Робинзон Крузо"). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках ("Баранкин, будь человеком!", "Витя Малеев в школе и дома"). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.

Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением "клипового сознания", о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста "куски", чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.

Читайте также: Люди, которых нельзя научить читать...

По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и "ужастики", детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде "Детский детектив" и "Черный котенок", а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.

Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более "гендерным", зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в "Войне и мире" мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, "Незнайку в Солнечном городе" Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.

"Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу "Дикую собаку Динго". Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и "ужастики" вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.

Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о "Евгении Онегине" или "Анне Карениной". Имеются в виду книги "из взрослой" (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии "Романов для девочек" (к примеру, сестер Воробей), "Любимые книги девочек", "Школа в Ласковой Долине" Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Малюсенькое государство, которое надо проучить": что говорил Сикорский о Литве три года назад
Прокуратура Грузии требует Киев выдать Саакашвили
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Лодка-невидимка
Новый постпред президента Украины займется "де-оккупацией" Крыма
"Крокодил Данди": скандальный развод после счастливого брака
Еще четыре популярные программы могут быть закрыты на Первом канале
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Месть 90-х: России грозит депопуляция
"Свидетели Иеговы" окончательно запрещены в России
Таксист зарезал москвича за поездку без денег
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Естественная убыль россиян серьезно выросла
Самолеты-разведчики стали чаще появляться у российских границ
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"