Гражданская авиация в России

Как отрезвить "пьяную" авиацию?

События последних лет показывают, что дела с летным составом в гражданской авиации РФ далеко не радужные. Здесь целый ворох проблем: и нехватка пилотов, и большая загруженность летного состава, и при этом ненадлежащий контроль за летчиками со стороны работодателей. Доходит до того, что самолетами часто управляют люди с сомнительной репутацией.

Росавиация создаст специальную комиссию по проверке факта смерти 49-летнего пилота авиакомпании "ЮТэйр" Юрия Волкова, который скончался в гостинице китайского города Хайкоу во время отдыха между рейсами. По предварительным данным медиков, причиной смерти стала внезапная остановка сердца — возможно, от усталости. Если выяснится, что медицинский предполетный контроль со стороны компании не был проведен должным образом, виновных привлекут к ответственности.

Любопытно, что сама компания о трагическом событии с летным составам не заявляла в Росавиацию несколько дней, и авиационные чиновники узнали о смерти пилота, которая случилась еще 17 февраля, из сообщений СМИ. Трагедию, получается, хотели скрыть от контролеров! Другого мнения даже и не возникает.

Уже известно, что внезапно ушедший из жизни пилот ранее трудился пилотом украинской авиакомпании "Аэросвит", которая обанкротилась в конце 2012 года, и устроился на работу в российскую авиакомпанию "ЮТэйр" всего лишь три месяца назад.

Известно, что, устраиваясь на работу в "ЮТэйр", Юрий Волков подтвердил свою квалификацию, его кандидатура была одобрена Росавиацией для использования в авиакомпании. На цепочке рейсов "Кемерово-Хайкоу-Кемерово" Волков выполнял роль пилота-инструктора.

Читайте также: Олимпиада вывела авиацию из штопора

По информации пресс-службы "ЮТэйр", последний промежуток отдыха перед выполнением рейса у умершего пилота составлял трое суток, санитарные нормы налета часов соблюдались. Вот как раз это-то Росавиация теперь и проверит. Тем более, что подобные случаи в "ЮТэйр" дважды за последние пять лет уже имели место — а в одном из них второй пилот Boeing 757-200 скончался от обширного инфаркта прямо за штурвалом, в воздухе.

Вообще, проблема с летным составом поднималась в России не раз. И все больше говорится о том, что в авиакомпаниях не соблюдаются нормы труда и отдыха в отношении летного состава — пилоты российских авиакомпаний часто переутомляются, чем подвергают опасности и себя, и лайнеры, и пассажиров. Хотя, по правилам, продолжительность летного времени не должна превышать 80 часов в месяц (800 часов в год). Но по согласованию с самими работниками налет может быть увеличен до 90 часов в месяц (900 в год).

Именно исходя из этого, минтранс уже готовит нововведения в законодательство, призванные оптимизировать режим труда и отдыха членов экипажей гражданских самолетов. Изменения планируется внести в "Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Таким образом, чиновники планируют реализовать 33-ю поправку к Конвенции о международной гражданской авиации "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" в части контроля утомляемости членов экипажей воздушных судов гражданской авиации и оптимизации режима труда и отдыха. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла 33-ю поправку еще в 2009 году, однако в российском законодательстве она до сих пор никак не отражена, несмотря на ее лоббирование профсоюзами авиаработников.

Читайте также: Черные метки пилотам вручены

Отдельный вопрос-пьянство пилотов, так сказать, "за рулем". Статистика такова: за 2009 год аж 27 российских летчиков и бортпроводников снимали с рейсов из-за сильного алкогольного опьянения. На следующий год нарушителей сухого закона было уже одиннадцать. А в 2011-м и того меньше — всего семь. А 2013-м уже шесть. Авиаторов-пьяниц стало меньше, или просто их стали меньше ловить? Периодически ловят авиаторов даже на наркотиках…

Pravda.Ru не так давно писала, что Агентство воздушного транспорта вводит своеобразные "черные списки" с именами пьющих летчиков. Пилоты, как говорится, хрюкнули в чернильницы. При нынешнем состоянии авиакадров разбрасываться летчиками не получится!

"Ну посудите сами: нашей могучей гражданской авиации в год нужно как минимум около тысячи новых (подчеркиваю — именно новых, дополнительных пилотов!). А на работу приходит за год только 400 выпускников "воздушных" вузов, — рассказал по телефону корреспонденту Pravda. Ru заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал пассажирские авиалайнеры. — И этим молодым летчикам, кстати, надо еще набираться опыта много-много лет. Не редкость, когда командиры экипажей, первые, а порой и вторые пилоты разменивают седьмой десяток и еще не собираются уходить на покой…

Читайте также: Гастарбайтеры все-таки сядут за штурвал

Некоторые авиакомпании просто закрывают глаза на пятна в биографии пилотов, особенно с большим профессиональным налетом. Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. Нарушители дисциплины, хулиганы, дебоширы и так далее, будучи выгнанными из одной компании, преспокойно могут уйти в другую, и благополучно бороздить те же самые воздушные океаны. Как говорится, мастерство не пропьешь…".

Да, как говорится, без комментариев…

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить