Автор bratkov

"Цвет России — красный, и никакой другой"

КРАСНЫЙ - ЦВЕТ ЖИЗНИ

Символы Отечества

25 октября 1917 года красногвардейцы, революционные солдаты и матросы с красными бантами на груди штурмовали Зимний дворец; и в 25-й день октября, только тремя веками раньше, в 1612 году, московский люд приветствовал на Красной площади войско князя Пожарского, освободившего столицу с... красным знаменем.

На одной стороне этого стяга — эпизод из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождем Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного. «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое», — говорит небожитель Иисусу Навину. Эта встреча изображена и описана славянской вязью на знамени.

На другой его стороне — новозаветный Иисус, Христос. Надпись здесь уже не столь эпически спокойна, как на обороте. Это страстные, покаянные стихи, наполненные признанием собственных грехов и мольбой к милосердному Богу о спасении раскаявшихся грешников: «Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делател и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, слове: ускори, щедрый, потщись на помощь нашу, яко милостив».

Здесь все исполнено глубочайшего смысла: полководец, понимающий святость дела, за которое борется; народ, сознающий свою вину в постигшей страну смуте. А раскрытое Евангелие в руках Христа содержит, можно сказать, социальную программу, ибо на развороте сказано, как достичь светлого будущего: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Меня томила жажда, и вы дали Мне пить; Я был странником, и вы приютили Меня; Я был наг, и вы одели Меня».

Разве это не идея социальной справедливости, как ее понимали в старину?! Золотые слова на красном знамени...

У каждого народа можно отметить свои цветовые симпатии. В книге Н.А. Соболевой и В.А. Артамонова «Символы России» читаем: «В Германии преимущественными цветами были желтый, белый, красный, черный (который у немцев символизировал силу, мужество, великое прошлое). Почетным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае — желтый. Инстинктивное неприятие черного существует у французов, а голубого и синего — у курдов-езидов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. (...) Черный — один из предпочтительных цветов германских и арабских народов — на Руси всегда считался знаком смерти, печали, монашества, мрака, «ада кромешного». Черные покрывала видели всегда на похоронах и на аналоях на Страстной неделе».

Известно, однако, что вслед за Николаем Михайловичем Карамзиным историки долгое время считали стяг Дмитрия Донского на Куликовом поле черным. «Дмитрий, — писал автор «Истории Государства Российского», — простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился...». Сюжет взят Карамзиным из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Приехав государь к своему черному знамению и сседе с коня своего, припаде на колену свою со слезами моляшеся...» Лишь спустя многие десятилетия появилась другая версия: куликовский стяг был не черным, а чермным, то есть красным.

Жил на Руси в эпоху ига князь Федор Чермный. Однако из-за ошибки летописца он превратился в Черного. Такое же могло случиться и со стягом. И все же во всех списках «Сказания» (а их около восьми) упорно упоминается черное знамя. В наше время нашли оправдание мрачного цвета: ханские печати времен монгольского ига были красными, русские великокняжеские — черными.

Москва, как вассал Орды, могла иметь черный стяг. Но у каждого русского воина на Куликовом поле был и свой личный «флаг» — яловец, лоскут материи на вершине шлема. «Яловцы же шлемов их, как пламя огненное горят», — читаем в «Сказании о Мамаевом побоище». Пусть даже великокняжеское знамя было черным в знак подчиненности Руси, развевающиеся флажки на шлемах русских ратников были огненно-красного цвета. А в «Задонщине», также рассказывающей о Куликовской битве, упоминаются и красные русские щиты.

В своем историческом повествовании «Дмитрий Донской» писатель Юрий Лощиц описал алый цвет яркими красками: «Красный означало не только красивый, прекрасный: красный молодец, Красная горка, Иван Красный... Это был цвет подвига и жертвы, цвет победы и праздника, цвет солнечного света, одолевающего тьму. На иконах в красном, багряном, порфирном писали обычно воинов-мучеников, великих князей, государей. Так, в киноварных одеждах мы видим Димитрия Солунского, а у Георгия Победоносца, поражающего змия, всегда развевается за спиной алый плащ и на древке его копья реет алый стяжец... Полковые стяги и хоругви вышивались женщинами. Благородной красотой художественного шитья знамена напоминали воинам о милых семьях. Звонкой алостью своих полотнищ возбуждали воинский дух, вселяли надежду на победу, звали к подвигу».

Если по вопросу о том, какого цвета был стяг Дмитрия Донского, существовали разные мнения, то о цвете стяга Всемилостивейшего Спаса у царя Ивана Грозного спорить не приходилось: знамя это хранилось в Оружейной палате Московского Кремля и было «червчатым», то есть красным. На знамени — лик Христа, Спас Нерукотворный, то есть созданный не руками художника. По преданию, Иисус прижал к своему лицу платок — и на нем чудесным образом появился образ Спасителя. Интересно, что при Советской власти традиция изображения человеческого лица на флаге получила второе рождение: на красных знаменах стали помещать профиль Ленина, в котором многие видели нового мессию — избавителя человечества от ига капитализма.

Как уже отмечалось в моем очерке «На реях Петра» («Советская Россия» от 21 августа 2003 года), неоднократно использовал красный флаг Петр Великий. Наводнившие при нем и после него Россию иностранцы порой пренебрежительно относились к традициям нашей страны. Тем большее уважение заслуживает поступивший в 1726 году на русскую службу генерал, впоследствии фельдмаршал Миних, который, действуя в духе своего нового отечества и ходатайствуя о знаменах для одного из полков, просил, чтобы «те знамена были по лучшей пристойности цвета краснаго...» Один из самых популярных российских генералов, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов — Скобелев в качестве личного штандарта избрал алое полотнище, пересеченное косым белым крестом: это знамя хорошо видно на картинах, изображающих полководца и его солдат.

Состав Московского ополчения во время Отечественной войны 1812 года отражал все русское общество: в него вступили крепостные крестьяне, студенты Московского университета, столбовой дворянин П.А. Вяземский и начинающий поэт В.А. Жуковский. Ополчение выступило в поход под церковными знаменами, хоругвями красного цвета, что как нельзя лучше символизировало Святую Русь, поднявшуюся против врага.

Еще в XIX веке существовало мнение, что красный цвет — самый подходящий для России, причем мнения этого придерживались не только революционеры. Журнал «Исторический вестник» № 6 за 1883 год опубликовал очерк некоего энтузиаста, скрывшегося за инициалами К.Н.В. (в это время, после разгрома «Народной воли», революционера вряд ли пустили бы на журнальные страницы):

«У нас, во время существования государства Московского, государственных цветов в употреблении вовсе не было, хотя в XVII столетии самым употребительным в торжественных случаях считался вообще красный цвет. Цвет этот соответствовал и прирожденному вкусу русского народа, который, как известно, предпочитал, да и теперь предпочитает, красный цвет всем другим цветам, и русский человек для обозначения того, что ему нравится, употребляет слова: «краcа», «красота», «красно солнышко», «прекрасно». Кроме того, красный цвет был бы правильно употреблен и с геральдической точки зрения, так как он мог бы считаться заимствованным от красного поля московского герба».

В средние века в Европе, выросшей на руинах Римской империи, красный цвет считался монархическим: римские императоры носили красную тогу. Царским являлся он и в России: во время коронаций царей и императоров в Кремле от Красного крыльца до Успенского собора они шли по красной ковровой дорожке. В XIX веке произошла трансформация: красный цвет стал революционным. Половодье красных знамен наполнило Россию даже не с октября 1917 года: под красными флагами победила уже буржуазная Февральская революция. Великие князья украшали мундиры алыми ленточками и торжественно принимали от рабочих Путиловского завода красные знамена — вот какой степени достигал всеобщий восторг!

8 апреля 1918 года на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) его председатель Я.М. Свердлов поставил вопрос о Государственном флаге молодого государства рабочих и крестьян. «Для нас, несомненно, единственный флаг Российской Советской республики — это тот флаг, с которым мы шли на борьбу с самодержавием и буржуазией... Мы понимаем, ни один революционер не станет возражать против того, что красный флаг, с которым шли в борьбу, останется национальным флагом». 10 июля того же года, после известного мятежа левых эсеров, V Всероссийский съезд Советов утвердил красный флаг в качестве официального. И это отнюдь не было перечеркиванием отечественных традиций. Тем более что буквы «РСФСР» на первом государственном флаге Советской России были выполнены славянской вязью, как на древнерусских стягах...

Климент Аркадьевич Тимирязев сразу и безоговорочно поддержал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и красный флаг. «Я стал под это знамя как раз в те дни, когда темные силы всего мира набросились на него в надежде еще раз потопить его в крови», — писал ученый в приветствии студентам первого рабочего факультета уже после победы Октября. А еще летом 1917 года он написал статью «Красное знамя», где дал интереснейшую трактовку алого цвета:

«...Из всех волн лучистой энергии солнца, возмущающих безбрежный океан мирового эфира и проникающих на дно нашей атмосферы, обладают наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью именно красные волны, они-то и производят ту химическую работу в растении, благодаря которой возникает возможность жизни на Земле. И не достойно ли удивления, что, сознав впервые свою творческую силу в процессе строительства будущих судеб человечества, трудовые массы избрали символом этой силы именно тот же красный цвет, в котором выражается работоспособность света в процессе мироздания, процессе созидания жизни! Цвет, лучше всего символизирующий просветительную силу человеческого разума, цвет, избранный мировой демократией эмблемой своей творческой силы в созидании грядущего общества...»

Долгое время Запад называл нас «красными». Однако американизм «Red-blooded» (дословно «красно-кровный») имеет в английском языке поистине прекрасное значение — «сильный, энергичный, храбрый». И, наверное, не случайно на флагах семи наиболее развитых в экономическом отношении стран мира — США, Великобритании, Канады, Франции, Италии, Германии и Японии — присутствует красный цвет как символ активности и энергичности. Недавно «Семерка» расширилась до «Восьмерки»: к ней присоединилась Россия, и тоже с красным цветом на флаге. Правда, в самом низу знамени, в то время как на флагах «Семерки» красный цвет занимает почетное место — не ниже середины. Унижением красного цвета «новая Россия» сама выставила себя не в лучшем свете, и недаром она занимает в «Восьмерке» положение бедной родственницы. Тем временем на ее восточных границах стремительно развивается Китай со своим почти полностью красным флагом.

В XIX веке появилось такое объяснение трехполосного флага Российской империи: это, мол, символ единства Белоруссии (белая полоса), Украины (синяя) и России (красная полоса). 22 августа 2001 года, в «День флага», эта версия транслировалась на «Радио России». Но в таком случае получается, что цвет России — красный, и никакой другой!..


Сергей МАКИН ,
"Отечественные Записки",
Выпуск №29,
6/XI. 2003

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Необычная неделя: Голливуд против РФ, "Калашников" под прицелом
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Российский "Триумф" в армии НАТО
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Эксперт рассказал, зачем России "Третья сила"
Заброшенный бронетанковый ремонтный завод в Уссурийске
Российский робот-хирург обставил американский аналог
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи
Китайский вечный двигатель "убьет" нефть и газ
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи