Учителям запретят репетиторство

Накануне второго чтения законопроекта об образовании Общественная палата утвердила ряд важных поправок в документ. В частности, речь идет о необходимости нижнего порога балла ЕГЭ для поступления на бюджетное отделение. Также внесен запрет на занятия преподавателей с собственными учениками за деньги и на аттестацию детей в дошкольных учреждениях.

Всего Общественная палата рекомендовала принять более 20 поправок во втором чтении законопроекта об образовании. Некоторые из них вполне способны произвести мини-революцию. Эксперты рекомендуют разрешить вузам определять минимальный балл ЕГЭ, по которому они будут принимать абитуриентов на бюджетные места.

"Это болезнь нашего высшего образования — мы принимаем людей с глубокой школьной тройкой по профильному предмету, которые в итоге не доучиваются, потому что не могут", — заявил Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и глава комиссии ОП по развитию образования. В поправке предлагается установить минимальный балл 50 (55) для бюджетников. То есть даже если в вузе окажутся свободные места, укомплектовывать курс из двоечников будет нельзя.

Пока у высших учебных заведений такого права нет и они всеми способами хотят сохранить заданное количество бюджетных мест, на которые положено государственное финансирование. В реальности это приводит к снижению качества выпуска и дискредитации самого высшего образования. По мнению авторов поправки, введение минимального балла позволит высвободить в системе образования 25-30 млрд рублей, которые сегодня тратятся на "обучение необучаемых". Эти деньги гораздо полезнее направить на повышение зарплаты преподавателям и помощь студентам из малообеспеченных семей. Да и риска техногенных аварий из-за горе-специалистов станет меньше.

Читайте также: Детские сады станут недоступной роскошью

Также планируется запретить преподавателям заниматься репетиторством с собственными учениками. По мнению Ярослава Кузьминова, на практике подобные занятия оборачиваются вымогательством денег, от которых зависит получение хороших оценок и успешная сдача экзаменов. При этом эксперты подчеркивают, что не имеют в виду официальные платные факультативы, например, по второму иностранному языку. Речь идет об исключении конфликта интересов в деятельности педагога.

Правда, эта поправка каким-то детективным образом, по выражению Ярослава Кузьминова, все время исчезает из окончательного текста документа. Видимо, у нее есть немало лоббистов в педагогическом сообществе.

Еще один запрет, внесенный экспертами Общественной палаты, касается итоговой и промежуточной аттестации для детских садов. В нынешней редакции законопроекта предполагается достижение дошкольниками неких результатов может рассматриваться как критерий качества работы детского сада. Если это допустить, все кончится формальной погоней за цифрами. А попытки привести малышей к единому результату обернутся ущербом для детской психики.

Ряд поправок касается именно высшего образования. Как заявил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, "у передового отряда должна быть свобода для маневра". Под "передовым отрядом" имеется в виду 40 ведущих вузов страны. В частности, предполагается разрешить открывать при университетах не только школы, но даже и детские сады, так сказать, готовить подходящие кадры прямо с пеленок. Также ведущим вузам разрешат набирать иностранных студентов на бюджетные места. По словам Исака Фрумина, это будет гарантировать приток мозгов и талантов в нашу страну. Правда, Ярослав Кузьминов уточнил, что подобное право имеет смысл предоставлять лишь вузам с проверенной и незапятнанной репутацией. Иначе это может закончиться "продажей образования людям, которые вчера на рынке торговали".

Читайте также: Льготников приструнили - вузам полегчало

Впрочем, от самих вузов также потребуют серьезного повышения качества работы. Для этого предполагается ввести независимую государственную аттестацию выпускников вузов. Результаты такой аттестации будут непосредственно влиять на продление лицензии образовательного учреждения. Правда, эту меру планируется вводить не ранее 2016 года, чтобы дать вузам время к ней подготовиться.

Впрочем, во время обсуждения выяснилось, что многие важные вопросы не нашли отражения в документе. В частности, проблема бесплатного дополнительного школьного образования. Сегодня его получают лишь 25 процентов учащихся. А всего охвачены дополнительным образованием 50 процентов. По словам Ярослава Кузьминова, необходимо существенно увеличить обе цифры. Для этого требуется 70 млрд рублей в год, на которые можно будет открыть дома творчества, секции и кружки для школьников, которые будут оказывать как бесплатные, так и платные услуги. Но это уже вопрос будущих поправок к новому закону.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Мальчик из созвездия Девы
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Лондон снял шляпу перед российской армией
Франция стала чемпионом мира по футболу
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
ВЦИОМ рассказал, за кого будут переживать россияне в финальном матче ЧМ-2018
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
Пенсионеров начали "вязать" за протест против пенсионной реформы
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"