Станут ли "литературные памятники" памятником?

Гордостью отечественной культуры называют во всем мире книжную серию Российской академии наук “Литературные памятники”. Как и многое другое в современной России, находится она в кризисном состоянии.

Говорят, что серия “Литературные памятники была основана в 1948 году по инициативе самого Сталина. Первой книгой стало знаменитое “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. За ней последовали “Послания Ивана Грозного”, сочинения Ксенофонта, Апулея, других классиков.В послевоенном СССР явно хотели возродить традиции издательства “Академия” — выпускать шедевры мировой литературы в научном виде: в наиболее точных переводах, со статьями ведущих специалистов, подробными указателями.

С 48-го года вышло около 450 книг “Литературных памятников”. В годы книжного дефицита эта серия была одной из самых престижных и почти не доходила до книжных прилавков. Сегодня ситуация изменилась в любопытном ключе: купить “Литпамятники” в целом не проблема, но на прилавках их тоже почти не увидишь.

Этот парадокс легко объясняется тем хаосом на нашем книжном рынке, из-за которого не учитываются реальные запросы серьезного читателя. Ну не может быть так, что все бросились читать только Маринину или Бушкова! Только вот книготорговцы не хотят работать с серьезной литературой.Создается замкнутый круг: чем меньше тираж, тем больше цена книги. Чем больше цена, тем меньше спрос и прибыль издательства. К сожалению, для издательства “Наука” сегодня издание “Литературных памятников” стало совершенно невыгодным. До сих пор полностью не раскуплен даже тираж уникального издания “Андре Шенье. Стихотворения.1819”.

А ведь стихи великого французского поэта, восхищавшего Пушкина и Цветаеву и оказавшего несомненное влияние на русскую поэзию ХIХ века, вышли крошечным тиражом в 2500 экземпляров.Крайне мизерны тиражи у тех немногих литературных памятников, которые вышли за последнее время. А ведь каждая книга достойна быть названной выдающимся событием отечественной культуры. Упомяну, к примеру, полное научное издание переписки Екатерины II с Потемкиным; мемуары политического деятеля ХVII века кардинала де Реца, откуда Дюма черпал фактуру для романов о мушкетерах.

Ну а великий роман Даниэля Дефо “Дневник чумного года” не мешало бы сегодня прочитать многим из властей предержащих. Дефо гениально показал, как легко может природа разрушить стабильность общества, особенно когда власть предает и бросает свой народ.Уверен, что вы, читатель, ничего не слыхали и о “Капище моего сердца” Князя Ивана Долгорукого — уникальном памятнике нашей культуры ХVIII века. Блестящие портреты вельмож и более простых людей читаются на одном дыхании. Но рекомендовать эту книгу не могу — ее тираж составил всего... 1700 экземпляров.

В издательстве никак не могут объяснить, почему ныне таковы тиражи “литературных памятников”. Доходит ведь просто до смешного. В 1989 году в “Науке” вышел первый том полного русского перевода “Ригведы” — священной книги древних ариев. Второй том вышел недавно тиражом 2500 экземпляров, который почти весь был раскуплен на презентации в посольстве Индии.Конечно, трудности “Науки” понять можно, хотя бросается в глаза, что большая часть здания издательства на Профсоюзной улице в Москве сдана под офисы коммерческих фирм. Тем не менее, кроме малопонятного падения тиража, происходит и сокращение наименований “Литературных памятников”. Если в советское время серия предлагала 10—15 новинок в год, то сейчас издается от силы 2—3. И все больше и больше растут опасения, что серия вообще прекратит свое существование.

Хотя в планах немало интересного — в частности проверенное переиздание перевода “Дон Кихота”, впервые выпущенного издательством “Академия” в 20-х годах.Мне могут сказать: в стране такой кризис, а вы хлопочете о каких-то книжках. Но весь драматизм положения в том и заключается, что “какие-то” книжки сегодня как раз и процветают — наспех слепленные детективы, пошлые любовные романчики и прочие “бестселлеры”.

И массового читателя постепенно приучают к тому, что читать надо только “бестселлеры”. Индустрия книжного бизнеса вдалбливает эту мысль постоянно. Так что серьезной литературе необходима государственная поддержка. К сожалению, почти рухнула федеральная программа поддержки книгоиздательства в России. Вот и получается, что серьезная литература становится все более недоступной. Более того, для большинства читателей ее как бы нет вообще.Комитет по культуре Государственной думы хотел обратить внимание на судьбу “Литературных памятников” и добиться целевого финансирования издания и распространения этой серии по библиотекам России. Пока этого не произошло. Жаль!

Андрей ЩЕРБАКОВ.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить