Мария Арбатова о правах женщин: мы уже не Татьяны, но еще не Онегины

Администрация некой школы в Барселоне и родители учеников приняли решение убрать из библиотеки около 200 книг для детей до шести лет. Среди них, такие классические произведения общеевропейской литературы, как "Красная Шапочка" и "Спящая красавица".

Современные инквизиторы полагают, что эти сказки способствуют формированию у мальчиков и девочек стереотипных представлений о ролях мужчины и женщины. Интересно выяснить у литераторов, какие произведения, следуя такой извращенной логике, можно отнести к так называемым сексистским?

"Правда.Ру" обратилась с этим вопросом к известному писателю, поэтессе, драматургу и общественному деятелю Марии Арбатовой.

— Вся культура патриархального мира выстроена именно на стереотипных гендерных ролях и выстроена отчасти оттого, что она описывала мир, который видела, отчасти для того, чтобы люди следовали этим форматам и никуда не выбывали. Здесь ставится вопрос: либо лишить человечество его прошлого, либо лишить женщин соблюдения их правил.

Я думаю, истина всегда посередине. И если преподаватель (тут речь идет о школьных библиотеках) грамотно объясняет, что когда-то люди сидели на деревьях, потом они какой-то период были каннибалами или еще кем-то, то это совершенно не значит, что этому надо следовать и сегодня. В этой ситуации, безусловно, надо оставлять все литературное наследство.

Но если появляется преподаватель, который говорит: видите, ваши бабки так жили, ваши прабабки так жили, и вы будете так жить! Века патриархата провоцируют такую компенсационную деятельность, в которой вместе с водой выплескивается ребенок.

Уже даже женщины моего поколения, изучая в школе литературу, ассоциировали себя не с Татьяной Лариной, которую, как домашнее животное, отдали замуж за генерала и собственная сексуальность которой не принадлежала ей. Естественно, любая немножко мыслящая девочка идентифицировала себя с Онегиным. То же самое было с "Героем нашего времени".

Совершенно нормальным девочкам не нравилось быть какой-то девицей где-то "на подхвате" у Печорина, в то время как он сам, хотя и страдает, самостоятельно принимает решения. Безусловно, в контексте изучения того, как устроен мир, должно быть и историческое прошлое, но адекватно подсвеченное с точки зрения прав человека!

Приведенный вами пример... Испания была крайне кровожадной страной по отношению к женщинам. Мало того, что там бесконечно мавры правили, в Испании очень долгое время убийство женщины из ревности не считалось преступлением. За него практически не давали срока. И это только в конце прошлого века как-то был наведен порядок.

Кармен — это настоящий символ Испании. Она умирает, потому что она оказалась неадекватной тому стереотипу, который навязывают женщине. Она слишком яркая, слишком сильная, слишком самостоятельная, слишком выбирающая без оглядки на традиции, на общественный стандарт. Поэтому ей дорога именно туда…

С точки зрения современных феминисток, в нацистской Германии, в фашистской Италии и советской России существовали "двойные стандарты". С одной стороны, роль женщины там постоянно возрастала, но с другой — им чего-то якобы не позволяли. В частности, немцы считали, что арийки должны рожать и воспроизводить "расу господ", а в Третьем рейхе женщин не пускали на передовую, допуская достойных только до их передка. До самого скончания СССР западная публика подхихикивала над работающими в нашей стране женщинами, которые убирали дороги и выполняли тяжелую мужскую работу.

По мнению феминисток XXI века, вместо того, чтобы рожать деток, им якобы надобно, как в поговорке, превратиться в Оно, которое "ни баба, ни мужик". И вопреки мнению умнейшего Гёте, сказавшего, что между двумя крайними точками зрения находится проблема, ляпнуть, что между ними имеется Истина.

У нас, в России, есть проблемы в области прав женщин. Почти 500 профессий официально запрещены для женщин, включая машиниста метро. Сам по себе этот факт запрещает женщинам одно или другое, говорит о том, что государство относится к ним как к несовершеннолетним или умственно отсталым, которые не в состоянии сами решить, какой трудовой деятельностью им заниматься на определенном этапе жизни. Сколько не бьются с судами, сколько Медведев не обещает комиссару по правам человека ООН, что мы этот вопрос решим, он не решен. Поэтому нам еще о "Красной Шапочке" думать рано...

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить