Новый закон об образовании критикуют буквально все

Закон об образовании: кому слезы, кому толк

В России с 1 января 2013 года может вступить в силу новый закон "Об образовании". Он уже прошел первое чтение в Госдуме и вызвал критику специалистов. Эксперты обращают внимание на то, что если число вузов и бесплатных мест будет сокращаться, а также "заработают" другие нововведения, сфера потеряет опытных преподавателей и одаренных студентов.

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

Цицерон

Проблемы в образовательной системе, по мнению специалистов, начались еще в 90-е годы прошлого века, когда школы и вузы стали покидать высококвалифицированные специалисты. Понятное дело, причиной тому были низкие зарплаты. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и на их место стали приходить люди, чей интерес к вопросам образования был спорным.

Читайте также: Учителям запретят репетиторство

Еще больше ситуация усложнилась к началу нового столетия. В 2003 году началась активная перестройка образования. Тогда и была подписана Болонская декларация. Она предполагала заменить существующий научно-фундаментальный подход в образовании "профильным". Отныне школы и вузы должны были выпускать узкоквалифицированных специалистов — с одной стороны, это способствовало высокой профильной ориентации, а с другой — не давало специалистам возможности выйти за ее пределы.

Общеспециальное образование, принятое в СССР, по мнению многих экспертов, было эффективным социальным лифтом. Система давала возможность вертикальной мобильности, и не только массовая, но и элитарная культура была доступна всем слоям общества.

Теперь же перспектива такова: в ближайшем будущем в РФ останется по одному государственному вузу на областной центр. Отметим: сейчас на территории России действует 1080 учреждений высшего образования, из них 653 государственных и 462 негосударственных вуза. В США эта цифра больше в пять раз и составляет 5758 вузов. Для сравнения, по итогам переписи 2010 года население Америки составляло более 300 миллионов человек — против 140 миллионов в России. Получается, населения в США больше в два раза больше, а вузов — в пять. Грубо говоря, если из 100 процентов американских школьников студентами могут стать 40 процентов, то в России при прочих равных — примерно 12,5 процента. Хотя в абсолютных числах статистика не выглядит столь пугающей. В Штатах на одно место в вузе претендуют 2,5 человека в возрасте от 16 до 24 лет, в России — 1,5 абитуриента. Заметим, при разнице в количестве возможных абитуриентов в 140 миллионов человек.

Уже сейчас доля бюджетных студентов по сравнению с 2000 годом в нашей стране упала с 59,6 до 37,2 процента. Логично, что из 7 миллионов обучающихся в вузах многие получают знания либо на заочных отделениях, либо на коммерческой основе — качество образования и там, и там остается под вопросом. Логично, что, имея в стране систему государственной аккредитации, необходимо больше уделять внимания уровню знаний выпускников.

Министр образования РФ Дмитрий Ливанов в своем первом интервью заявил, что необходимо вдвое сократить число бюджетных мест в вузах. По его словам, сейчас стране нужно не так много инженеров, как раньше, а мест в институтах в три раза больше. Да и ежегодная стоимость одного студента для государства должна составлять не 60, а 200-250 тысяч рублей. По словам министра, как только Россия уйдет от всеобщего бесплатного высшего образования, "появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры". Он привел в качестве примера образовательный кредит. Его предшественник Андрей Фурсенко также придерживался позиции сокращения бюджетных мест в вузах, однако мотивировал это демографическим спадом, чтобы таких мест хватало только на действительно достойных студентов.

За сокращением числа бюджетных мест в вузах неизбежно последует и сокращение профессорско-преподавательского состава. Действительно, логика Болонского процесса предполагает увеличение самостоятельной работы студентов. Однако стоит напомнить, что с 1 декабря 2008 года зарплата педагогов напрямую зависит от количества студентов. К тому же, часы, потраченные на проверку контрольных работ и домашних заданий, а главное — на написание научных работ, также исчезли из оплаты работников умственного труда.

Таким образом, из абсолютного большинства вузов могут уйти активные в научно-педагогической деятельности квалифицированные преподаватели среднего возраста, а молодые специалисты после окончания аспирантуры в образовательной сфере также не задержатся. Специалисты замечают, эти проблемы есть и сейчас, однако пока что их масштаб не столь глобален. Но далее мы рискуем вернуться к началу 1990-х годов: пустующие места будут заполнять малообразованные инертные кадры.

Еще одно сомнительное новшество закона об образовании касается лицеев, гимназий и школ для одаренных детей. Данные заведения законодатели вообще не упоминают. А значит, они станут коммерческими. Это может привезти к тому, что они станут совершенно недоступны талантливым детям из малообеспеченных семей.

О неэффективности образования Минобрнауки заговорило в начале учебного года 2012-2013, опубликовав на своем сайте черный список "неэффективных" вузов. По итогам мониторинга ведомства, таковых высших учебных заведений и их филиалов оказались более 600.

Многие специалисты поставили вопрос о критериях определения эффективности или неэффективности того или иного учебного заведения. Эксперт всероссийского фонда "Образование" Олег Сергеев сказал: "Критерии никак не связаны с эффективностью. Единственный критерий оценки образовательного учреждения — это качество содержания образования. В законопроекте такого понятия нет. Более того, это понятие путается с программой образования. Представляете, если взять архитектурный вуз, то само по себе образование артистов, художников, т. е. людей, связанных с искусством, невозможно попросту оценить, взяв за основу какой-то формальный критерий. Как измерить эффективность художественного творчества? Как можно оценить врача — по количеству студентов или количеству публикаций у преподавателей?".

Олег Сергеев также поставил под сомнение эффективность нового закона "Об образовании" в области сокращения числа вузов. "Из инженера можно сделать очень хорошего техника, но, наоборот, из техника инженера — невозможно. Люди, получив высшее образование, могут получить применение и в области, которая соответствует уровню специалиста технического профиля", — сказал он.

Читайте также: Детские сады станут недоступной роскошью

Тем не менее, 600 высших учебных заведений России, неспособных, по мнению профильного ведомства, дать квалифицированное образование — это практически половина от существующих. И интерес будущих абитуриентов к ним уже снижен. А значит, вступительная кампания 2013 года пройдет не только под действием нового законодательства, но и сосредоточится вокруг отстоявших свою репутацию заведений. Как поступят с остальными — остается гадать. Пока же вузы, чья деятельность признана неэффективной, продолжают работать, а их руководство делает выводы.

Чиатйте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Екатерина Карманова
Екатерина Карманова — копирайтер, рекламный менеджер
Темы закон
Обсудить