Средневековая Европа: Чудеса протезирования

Принято считать, что в Средние века не существовало качественного протезирования. Однако недавняя находка на средневековом кладбище в австрийском городе Хеммаберг опровергла этот миф. Останки воина, жившего в VI веке нашей эры, указывают на то, что после ампутации одной из ног деревянный протез не мешал ему до конца жизни садиться в седло.

Одноногий всадник

Как сообщает издание International Journal of Paleopathology, при очередных археологических раскопках внутри захоронения был обнаружен скелет одноногого мужчины. Рядом лежали деревянный протез ноги, короткий меч и роскошная брошь. По мнению археологов, найденный протез является старейшим из приспособлений подобного рода, которые на сегодняшний день обнаружены на территории Европы.

Левая нога мужчины была ампутирована по колено. По-видимому, оставшуюся часть жизни ему пришлось пользоваться протезом, представлявшим собой деревяшку в форме ноги, обрамленную снизу стальным кольцом. Она крепилась к культе с помощью кожаного ремня.

Надо сказать, что ранее исследователи не находили аналогичных приспособлений, относящихся к указанному периоду. Возможно, это связано с тем, что в те времена протезы конечностей изготавливались исключительно из дерева, а оно подвержено быстрому гниению.

Усовершенствованные деревяшки

Собственно, первое историческое упоминание о ножном протезе относится к эпохе Древней Греции. Известно, что некий Фемистокл попал в плен и был посажен на цепь. Чтобы бежать, он был вынужден отпилить себе ногу, к которой крепилась цепь. Впоследствии знакомый плотник сделал ему деревянный протез нижней конечности.

С тех пор протезирование многие столетия не получало бурного развития. Даже в XIX столетии в качестве протезов конечностей часто использовали деревянные ноги, подставки и железные крюки. Правда, эти изделия все же пытались усовершенствовать. Так, Нироп из Копенгагена придумал сделать деревяшку вертящейся за счет крепившегося к ней полушария, которое не давало протезу застревать в процессе ходьбы между камнями.

Чтобы культя не терлась о протез, на нее надевали мягко набитый кожаный мешок, а затем вставляли в тонкую сумку из липового дерева. В США для протезирования использовали дерево Гикори (белая волжская орешина), ввиду его прочности и легкости.

Кроме дерева, применяли металлические гильзы, изготавливаемые из листового железа, нового серебра или алюминиевой бронзы. Культю обертывали сверху вниз фланелевыми бинтами, затем надевали длинную и толсто набитую кожаную воронку, и только после этого конец культи вставляли в гильзу так, чтобы он свободно висел внутри нее, не подвергаясь давлению. Это опять же позволяло избегать травмирования культи. Существовали еще гильзы из твердого каучука, но они были слишком ломкими.

Шарнирные системы

Лишь ближе к современной эпохе, по мере развития механики, стали появляться протезы, способные служить не просто подпоркой, но и заменять утерянные функции, двигаясь за счет различных механизмов. Так, американец доктор Блай изобрел искусственный ступневой сустав, который двигался посредством шара из полированного стекла, который, в свою очередь, лежал в полости из вулканизированного каучука.

Четыре струны, изготовленные из кишок, соединяли ступню с голенью. Они крепились к кружку, поперечно пересекающему верхнюю половину устройства.

Но куда более были распространены суставы на шарнирах, более дешевые и безопасные. Например, берлинский изобретатель Пфистер использовал каучуковые пружины цилиндрической формы. Движения совершались при помощи крепких шарниров, а к пятке крепился каблучок. С этим механизмом походка становилась эластичной и бесшумной, и человек меньше уставал, чем при использовании других видов протезов.

Кроме того, эластичность пружин сохранялась годами. Спиральная пружина и простой шарнир на подошве делали пальцевую часть аппарата подвижной, позволяя пальцам стопы при поворотах не приставать к полу. К культе аппарат прикрепляли посредством поясов и ремней, которые перекидывали через плечо. Обычно протез, изготовленный по индивидуальным меркам, надевали не ранее, чем через 6-10 месяцев после операции, когда на культе уже образовывался плотный рубец.

Боевая травма

Компьютерная томография и рентген останков из Хеммаберга показали, что у воина имелись проблемы с зубами и был сломан нос. Также на его плечах, бедрах, левом колене, запястьях и позвоночнике имелись признаки артроза.

Что же касается ноги, то воин, скорее всего, потерял ее в бою. Об этом свидетельствует характер ампутации: обычно в Средние века конечности ампутировали по сустав, а в данном случае кость распилили пополам.

На костях правой ноги были обнаружены следы гематомы. Ученые пришли к выводу, что травма была нанесена пешим воином, когда наш герой сидел на коне. Она затронула обе нижние конечности, но правую удалось спасти, а левую пришлось ампутировать. Однако протез, вероятно, позволил всаднику и дальше ездить на лошади… Так что, пожалуй, для своего времени приспособление все-таки было передовым.

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Обсудить