Пульсар-хулиган раздел звезду до алмаза

Группа астрофизиков, используя данные телескопа Ловелла в Британии, а также телескопа, установленного в обсерватории Кека на Гавайях, обнаружила в созвездии Змеи пульсар, поглотивший звезду-компаньона, оставив от нее только ядро. Но самое удивительное, что это ядро представляет собой алмаз массой с планету Юпитер! Как же это получилось?

Пульсары относятся к нейтронным звездам, возникающим после взрывов сверхновых. В их составе, как правило, преобладают ядра железа и никеля. Хотя размер этих тел очень мал — где-то 20-30 километров в диаметре, их плотность чрезвычайно высока, она в несколько раз выше плотности атомного ядра. Поэтому протоны и электроны, из которых состоит объект, образно выражаясь, "слипаются" между собой, образуя нейтроны. Пульсары, являясь нейтронными звездами, обладают также свойством испускать узкие пучки радиоволн, идущих от полюсов. Для "новорожденных" пульсаров характерно очень быстрое вращение, однако со временем оно замедляется, так как пульсар расходует на излучение собственную энергию.

Первый пульсар, которому присвоили название LGM-1, был открыт в июне 1967 года на меридианном радиотелескопе Маллардской радиоастрономической обсерватории Кембриджского университета. До конца 1968 года было обнаружено еще 58 подобных объектов. На сегодняшний день известно уже около 2000 пульсаров. Ближайшие к нам расположены на расстоянии около 390 световых лет от Солнца.

Читайте также: Двойная система — вход в четвертое измерение?

Поначалу периодические импульсы излучения, идущие от пульсаров, даже связывали с деятельностью инопланетных цивилизаций. Но впоследствии ученые пришли к выводу, что они имеют естественное происхождение.

В данном случае речь идет о пульсаре PSR J1719-143, расположенном в четырех тысячах световых лет от Земли. Он был найден с помощью австралийского радиотелескопа Паркс. Масса пульсара оказалась в 1,4 раза больше, чем у Солнца, при диаметре всего 20 километров. Недавно же ученые выяснили, что PSR J1719-143 является частью двойной системы с периодом обращения около двух часов.

В двойной системе пульсар забирает вещество у "звезды-соседа", что позволяет ему вновь "раскрутиться". Такие пульсары называют миллисекундными, поскольку они совершают один оборот за несколько миллисекунд (миллисекунда равна одной тысячной доле секунды). Период обращения PSR J1719-143 составляет 5,7 миллисекунды.

Между тем, звезда-компаньон, у которой пульсар "ворует" вещество, теряет до 99,9 процента своей исходной массы и превращается в белый карлик, по своим параметрам сопоставимый скорее с планетой, чем со звездой. По-видимому, так и случилось с "соседом" PSR J1719-143.

Это второй подтвержденный случай наличия у пульсара планеты-компаньона: в 1992 году у пульсара PSR B1257+12 уже были обнаружены две планеты, масса каждой из которых равнялась примерно трем земным, а также один объект, по массе сопоставимый с Луной. Кстати, это был первый случай, когда было доказано существование планет за пределами Солнечной системы. Ученые также подозревают наличие планеты у пульсара PSR B1620-26, однако определить ее характеристики пока не представляется возможным.

Расстояние между пульсаром и звездой-компаньоном составляет около 600 тысяч километров. Диаметр компаньона, как полагают ученые — не более 60 000 километров, при большем диаметре объект был бы просто разорван пульсаром. Хотя его диаметр примерно в пять раз превышает диаметр Земли, масса объекта скорее сравнима с массой Юпитера. Следовательно, его плотность должна составлять около 23 грамма на кубический сантиметр, то есть он в несколько десятков раз плотнее того же Юпитера, который, как известно, является газовым гигантом.

Плотность компаньона PSR J1719-143, говорят астрономы, сопоставима с плотностью платины. Это вовсе не случайное сравнение. Ведь драгоценный металл платина, как известно, дороже золота. По мнению исследователей, компаньон пульсара — не что иное, как остатки ядра массивной звезды, состоящей из гелия или углерода, а при таких параметрах объект имеет кристаллическую структуру и похож на гигантский алмаз. Если же он действительно состоит из углерода, то это и есть настоящий алмаз!