Какие опасности грозят нам в космосе

Люди мечтают поскорее отправиться на другие планеты. Но мало кто думает о рисках, которые ожидают нас в процессе такого перелета… Вернее, думают о них только специалисты. Итак, с какими неприятными и даже опасными вещами придется столкнуться потенциальным астронавтам? Имейте в виду: одни из них могут доставить вам дискомфорт, а другие просто убьют…

Взлет с космодрома

Ужасный грохот в ушах и дикие перегрузки — это еще цветочки… В принципе профессиональные космонавты - люди тренированные и готовы к этому. Но всегда есть вероятность того, что что-то пойдет не так.

В истории космонавтики была масса катастроф, происходивших как раз на стадии взлета. И часто с человеческими жертвами. Никогда нельзя быть уверенным в том, что вы не попадете в их число.

Отсутствие физических упражнений

При отсутствии гравитации нашим мышцам больше не требуется поддерживать свой вес, и только за первую неделю они теряют 20 процентов массы. Кости перестают испытывать механические нагрузки и начинается остеопороз.

На Земле хотя бы простая ходьба позволяет более-менее поддерживать тело в форме. В космосе же такая возможность пропадает. Поэтому, когда вы вернетесь на Землю, последствия могут оказаться весьма плачевными.

Правда, космонавты хорошо знают об этом. На МКС ежедневно отводится не менее двух часов на занятия спортом.

Космический мусор

В космосе летают десятки тысяч "мусорных" объектов — в основном фрагменты отработавших свое аппаратов. И уже не раз от них страдала действующая космическая техника. Однажды был проведен эксперимент. В начале 2007 года с космодрома Цзиньчан запустили многоступенчатую ракету, несущую на борту 750-килограммовый снаряд.

Целью было уничтожить болтающийся на орбите метеоспутник. Это успешно удалось: снаряд врезался в спутник на скорости 8 километров в секунду и буквально стер его в порошок. А представьте себе — если бы на месте спутника был космический корабль с людьми? Или если бы астронавт вышел в открытый космос и в него угодил бы обломок мусора, летящий со скоростью пули?

Космическое излучение

Как известно, магнитное поле Земли защищает нас от космических лучей и солнечной радиации. Если бы не было магнитосферы, то постепенно наша планета лишилась бы атмосферы и океанов и стала бы пустынной.

Итак, высокоэнергетичные частицы способны повлиять на наш ДНК, и если облучение окажется слишком длительным, то по крайней мере онкологические заболевания астронавтам гарантированы. Если же ограничить время воздействия излучений, то они все равно повредят наши лимфоциты и это приведет к снижению иммунитета.

Космический вакуум

Некоторые распространенные страшилки о пребывании в космосе не имеют отношения к действительности. Так, в условиях вакуума сложно замерзнуть насмерть. Хотя там действительно очень холодно, чтобы замерзнуть, тело должно отдать тепло, а для этого требуется некая среда, которая в вакууме просто отсутствует. Так что для замерзания потребуется масса времени, а вы вряд ли столько пробудете на космическом холоде…

Довольно трудно и взорваться в вакууме. Давления там недостаточно, чтобы преодолеть химические связи кожных покровов, не позволяющие нашему телу лопнуть как шарик. Даже наша кровь не сможет вскипеть.

Зато вы сможете ощутить на себе иной эффект. Воздух из ваших легких и газ из пищеварительного тракта уйдут через ближайшие отверстия. И если то, что случится с желудком, еще можно пережить, то, оставшись без воздуха, вы вряд ли выживете. Если же вы каким-то чудом сумеете задержать в легких кислород, то, поскольку в космосе царит абсолютный нуль — температура -273 градуса по Цельсию, то все жидкости вашего тела, такие, как слюна, слезы и влага во внутренних органах, закипят и начнут испаряться. Ясно, что шансы на выживаемость в такой ситуации окажутся весьма низкими.

Космические расстояния

Но предположим, что мы счастливо избежали всех вышеупомянутых угроз и вышли за пределы Солнечной системы. Кстати, ближайшая к нашей звездная система Альфа Центавра расположена в 4,37 световых годах, или в сорока трех миллиардах километров от Земли. Это так далеко, что при современном уровне космических транспортных технологий участники пилотируемой экспедиции, скорее всего, скончались бы еще до входа в межзвездное пространство.

Если бы к тому времени не открыли бы какой-нибудь "кривой" путь, например, через черные дыры или "кротовые норы"… Так что мечта о путешествиях в дальний космос "живьем" пока остается несбыточной.