Космический вальс
Космический вальс "раздевает" галактики

Карликовые галактики считаются одними из самых необычных космических формирований. Сам факт их существования не укладывается в стандартный сценарий рождения и развития галактик, поэтому астрономы давно пытаются создать модель их образования. Ученые из Гарварда и Смитсоновского университета нашли объяснение этому феномену, а их российский коллега Николай Смягин прокомментировал открытие для "Правды.Ру".

Карликовые сферические галактики – очень маленькие и слабые космические образования, которые состоят всего из нескольких звезд. При этом создаваемое ими гравитационное поле гораздо сильнее, чем можно предположить по их массе. Астрономы считают, что карликовые галактики сделаны преимущественно из "темной материи" – задачного вещества, присутствие которого можно обнаружить только по гравитационному возмущению.

Ученые очень долго не могли объяснить причину возникновения таких крошечных по галактическим меркам объектов. Первоначально считалось, что они "отпочковываются" от больших галактик, таких как Млечный Путь, но как тогда объяснить их расположение вдалеке от Локальной группы галактик, где они могли бы сформироваться?

Читайте также " Космические фейерверки погибших звезд "

Специалисты из объединенного астрофизического центра при Гарвардском и Смитсоновском университетах под руководством профессора Елены Д'Онгиа предполагают, что карликовые сферические галактики являются одними из старейших "обитателей" Вселенной. "Эти системы можно назвать эльфами – перворожденными нашего мира. Понимание процесса их формирования позволит значительно уточнить научное представление о космологии", – говорит Д'Онгиа.

Астрофизики попробовали смоделировать два сценария появления на свет карликовых сферических галактик. Согласно первому из них две крошечные галактики произвольного типа вступают в контакт вдали от Млечного Пути, а затем приближаются к нему.

Космический вальс
Космический вальс "раздевает" галактики
Второй сценарий рассматривает процесс взаимодействия одной карликовой галактики и Млечного Пути в ранний период его развития.

Расчеты показали, что при таких формах контакта начинается гравитационный процесс, получивший название "резонансная зачистка". При этом та галактика, чья масса больше, начинает отрывать звезды от своей меньшей "товарки". Та, в свою очередь, закручивается и образует правильную сферу из звезд. Аналогично проистекает и взаимодействие с крупными объектами вроде Млечного Пути.

"Это похоже на космический танец, в котором гравитационный резонанс раздевает и закручивает карликовую галактику, – описывает процесс профессор Д'Онгиа. – Наша модель показывает, что при этом образуются яркие шлейфы из звезд, соединяющие оба контактирующих объекта".

Что означает это открытие для современной астрономии? С таким вопросом "Правда.Ру" обратилась к кандидату физико-математических наук, доценту Николаю Смягину.

"Самым главным достижением американских астрономов является даже не само исследование механизма возникновения сферических галактик, – поясняет он, – а тот факт, что их расчеты наглядно показывают – сильное гравитационное поле этих скоплений имеет более простое объяснение, чем загадочная "темная материя".

Сама концепция "темной материи" во многом порочна. Она, конечно, может объяснить какие-нибудь космические феномены, но подчас к ней прибегают, как к средству замаскировать собственное бессилие, – продолжает Смягин. – Не исключено, что вся известная и еще не известная науке "небывальщина" во Вселенной имеет причины в рамках традиционной физики, и они рано или поздно будут найдены.

Если предложенная Гарвардом и Смитсоновским университетом модель окажется верной, это должно подстегнуть нас, астрофизиков, внимательнее проанализировать многие другие космические аномалии и постараться найти им более простое объяснение. В науке нет места мистике, и давно пора вытащить на свет и "темную материю", и "темную энергию".