Электричество как способ коммуникации пчел

Ученые из Германии обнаружили, что пчелы могут общаться с помощью электрических разрядов. Небольшие заряды, образующиеся на поверхности тела этих насекомых, способны воздействовать на усики их коллег и тем самым сообщать им вполне определенную информацию. Это новое исследование приближает нас к раскрытию самой главной тайны пчелиного танца.

Электричество как способ коммуникации пчел. 282498.jpeg

Как это неудивительно, но все летающие насекомые — существа "наэлектризованные". Во время полета они создают на своей поверхности положительный заряд благодаря тому, что их органическая кутикула трется о воздух (сразу вспоминается известный школьный опыт, в котором эбонитовую палочку трут о шерсть или синтетическую ткань). И, что самое интересное, этот заряд сразу не пропадает — подобно статическому электричеству на нашей одежде он остается на поверхности панциря достаточно долгое время.

В этом отношении наша обычная медоносная пчела (Apis millifera) не представляет исключения — во время полета на ее теле тоже образуется электричество. Но как само насекомое относится к данному явлению? Предыдущие исследования показали, что образующийся заряд нисколько не вредит ей. Более того, от него есть даже небольшая польза — возникающее электрическое поле, оказывается, помогает пчеле удерживать на себе пыльцу растений.

Однако недавно выяснилось, что роль данного электрического заряда в жизни пчел куда более разнообразна. Например, биологи из Бристольского университета (Великобритания) выяснили, что с помощью этого электрического поля сборщицы могут оценивать заряд статического электричества на растениях. Дело в том, что если цветок уже был "обобран" другим насекомым, то это повлияет на его электрическое поле. Таким образом, пчела понимает, сможет ли она найти здесь что-нибудь или же лучше отправиться куда-то в другое место.

Читайте также: Инфразвук подсказывает птицам дорогу

Электричество как способ коммуникации пчел. 282499.jpeg

Исходя из результатов данного исследования, ученые из Свободного Берлинского университета (Германия), которыми руководил Рэндольф Менцель, предположили, что пчелы при помощи электрического заряда могут… общаться друг с другом ! Для того, чтобы проверить эту гипотезу, биологи провели интересный эксперимент: они поместили насекомых в специальную камеру, изолированную от внешних электрических полей. После этого внутрь вносили небольшой предмет, на котором было статическое электричество. Собственно говоря, это была та самая хрестоматийная эбонитовая палочка. Когда же ее подносили к пчелам совсем вплотную, то под действием электрического заряда их усики изгибались.

Подобная реакция заинтересовала ученых — давно известно, что у основания пчелиных антенн имеется своеобразный джонстонов орган, который является механорецептором. Собственно говоря, именно благодаря ему пчелы могут получать информацию, ощупывая усиками поверхность предметов. Более того, именно джонстонов орган сообщает насекомому информацию о направлении ветра.

Таким образом стало понятно, что при взаимодействии усиков с электрическим зарядом пчела может получить определенные сведения. Что бы лишний раз проверить это, ученые поставили еще один эксперимент — они создали электрическое поле над емкостью со сладким сиропом, которую поместили в лабиринт и заставили обученных пчел искать лакомство. Результаты были поразительны — пчелы не только безошибочно нашли сироп (для того, что бы сбить их с толку, в лабиринте было несколько пустых емкостей, над которыми было поле с другими характеристиками, а обоняние у пчел предварительно "отключили" при помощи ядохимикатов). Они также сообщили своим коллегам о том, где находится лакомство посредством обычного для пчел танца, при помощи которого пчела всегда рассказывает остальным о том, что ей удалось что-то отыскать.

Электричество как способ коммуникации пчел. 282500.jpeg

Эти результаты навели ученых на одну интересную мысль. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B пишут о том, что им, возможно удалось разгадать загадку пчелиного танца. Дело в том, что пчелы почти всегда танцуют в глубине улья, где достаточно темно и их коллеги вряд ли могут разглядеть все движения. Традиционно считалось, что передача информации происходит или через непосредственный контакт насекомых, или с помощью особых вибраций крыльев. Однако немецкие биологи убеждены, что здесь все дело в электрическом поле.

В частности, исследователи подсчитали, что отклонение антенн под действием электрического поля в десять раз сильнее того, что производит вибрация воздуха от дрожащих крыльев. По их мнению, когда пчела танцует, то она своим электрическим зарядом отклоняет антенны своих коллег, наблюдающих за ее движениями, и они, соответственно, получают информацию о том, куда им нужно лететь.