Заточенные во льдах, или Кто живет в озере Восток?

Одним из главных грядущих научных событий, наравне с запуском Большого адронного коллайдера, станет бурение антарктических льдов, которое позволит ученым добраться до сокрытого миллионы лет озера Восток. О том, что же предстоит там обнаружить, можно только догадываться, но кое-какие предположения у ученых есть. Об этом «Правда.Ру» поговорила с сотрудником Института молекулярной генетики РАН Андреем Белашевым.

Озеро Восток расположено на шельфе Антарктиды под ледяным панцирем толщиной более 4000 метров. На протяжении миллионов лет оно было изолировано от окружающего мира, поэтому ученые рассчитывают обнаружить там уникальную экосистему не имеющую аналогов нигде на Земле.

Восток – лишь одно из 140 подледных озер Антарктики, но самое большое – его площадь составляет более 14000 квадратных метров. Несмотря на высокое давление, создаваемое льдом, озеро может быть населено микроорганизмами, чему способствуют достаточно теплая вода (около 10 градусов по Цельсию) и большая концентрация кислорода.

Читайте также " Темная материя ДНК раскрывает тайны биологии "

Для того чтобы получить предварительные данные об обитателях озера Восток, ученые исследуют другие скрытые водоемы Антарктики – менее крупные и расположенные под более тонким слоем льда. Большинство этих водоемов полностью промерзают на девять месяцев в году, но, тем не менее, оказалось, что и в них существует жизнь.

Испанский ученые Антонио Альками и его коллеги из Национального исследовательского совета изучили пробы воды из подледного озера Лимнополар и обнаружили несколько тысяч видов микроорганизмов, многие из которых ранее были неизвестный науке.

Среди находок оказалось множество вирусов, относящихся к 12 различным семействам. Часть из них были обнаружены и описаны впервые.

Вирусы играют важную роль в подобных замкнутых экосистемах, где существует всего несколько микробиологических хищников. Они способны контролировать количество организмов и предотвращают образование их излишков.

К сожалению, подобные вирусы очень сложно исследовать в лабораториях, поскольку они не растут в искусственных условиях. Лишь благодаря технологиям выделения и расшифровки генома ученым удалось узнать много нового о биологической роли вирусов.

«Мы только начинаем проникать в тайны мира вирусов, и оказывается, что многие наши представления были неверны. Это заставляет нас пересмотреть наши взгляды на вирусы и ту роль, что они играют в микробиологических системах», - говорит Антонио Альками.

Главным результатом исследования испанские ученые считают тот факт, что реальное разнообразие видов в Антарктическом регионе оказалось гораздо шире, чем принято было считать раньше. В подледных озерах присутствует огромное количество уникальных микроорганизмов, подготовленных процессом эволюции к выживанию в таких экстремальных условиях.

Кроме того, ученые обнаружили, что популяция вирусов в озерах Антарктики зависит от времени года. По мере того, как в холодную пору озеро промерзает, в жидкой ее части остаются лишь самые маленькие вирусы, в то время как крупные представители этих созданий погружаются в анабиоз в ледяной толще

Летом, после таяния части льда, крупные вирусы возвращаются в воду озера. Фактически получается, что зимой и летом – это совершенно два разных водоема, обладающих непохожими составами воды.

Причины такого поведения вирусов ученым еще не известны, но предполагается, что это связано с количеством микроводорослей в воде. Скорее всего, крупные вирусы пробуждаются в период размножения микроорганизмов, которые они заражают, и снова засыпают, когда их носители умирают с наступлением холодов.

О том, что еще может скрываться от человеческого взора подо льдами Антарктики, «Правда.Ру» побеседовала с доктором биологических наук сотрудником Института молекулярной генетики РАН Андреем Белашевым.

«Озеро Восток и другие водоемы Антарктиды – это своеобразные зоны инопланетной флоры и фауны на Земле. Такие экосистемы столь долго находились в изоляции от мира, что эволюционное развитие там проистекало собственным путем.

Сейчас сверление скважины к озеру Восток приостановлено. Исследователи опасаются, что земные микроорганизмы, которые попадут в замкнутую экосистему озера, могут просто-напросто убить там все живое.

Заточенные во льдах, или Кто живет в озере Восток?

Но вместе с тем, мы не имеем ни малейшего представления о том, что может нам открыться в глубине льда. Понятно, что давление более 300 атмосфер не оставляет шансов найти крупные многоклеточные создания, но ведь есть еще множество микроорганизмов и вирусов.

И, кстати, не стоит исключать вероятность, что вирусы озера Восток окажутся вполне приспособлеными к жизни «снаружи», а вот мы к их соседству – нет. Так что у исследователей есть множество поводов задуматься – как подготовиться к продолжению сверления льда над озером Восток».