О времени смерти спросите у... генов

Наверное, многим попадалась в сети ссылка: "Узнай дату своей смерти!" Авторы подобных прогнозов по различным характеристикам, включая дату рождения, место жительства и образ жизни человека, сообщают, когда он должен скончаться. Вряд ли стоит относиться к этому серьезно, но вот примерное время смерти предсказать действительно можно. По генам.

Недавно доктор Эндрю Лим из медицинского центра Бет Исраэль в Бостоне и его коллеги, занимаясь поиском генетических признаков, указывающих на повышенный риск развития болезни Альцгеймера или Паркинсона, обнаружили вариацию генов, воздействующую на биологические часы настолько сильно, что позволяет определить, в какое время суток человек умрет.

Читайте также: Мысли о смерти делают добрее

В исследовании, которое было начато 15 лет назад, приняли участие 1200 человек старше 65 лет. Им выдали специальные браслеты, фиксировавшие смену сна и бодрствования. Впоследствии у всех испытуемых были расшифрованы геномы, и ученые обнаружили рядом с геном Period 1 единичный нуклеотид ("кирпичик" молекулы ДНК), основанием которого у "жаворонков" — людей, привыкших рано вставать и рано засыпать, является аденин (A), а у "сов" — тех, кто спит допоздна и ложится после полуночи, — гуанин (G).

Каждый человек обладает одним из трех генотипов — AA, GG или AG. Люди с генетической комбинацией AA просыпаются в среднем на час, а с AG — на полчаса раньше, чем индивиды с генотипом GG. При этом 48 процентов людей рождаются со смешанным генотипом, 36 процентов являются "жаворонками", 16 процентов — "совами". А поскольку все в организме взаимосвязано, то время нашей кончины тоже определяется биоритмами, которые заложены в генах.

Так, проанализировав смерти добровольцев за 15 лет, прошедшие с начала эксперимента, эксперты выяснили, что люди с генотипом АА или AG обычно умирают незадолго до 11 часов утра, а с генотипом GG — незадолго до 18 часов вечера. "Внутренние часы регулируют многие аспекты человеческой биологии и поведения. Они также влияют на сроки наступления инсульта и инфаркта", — комментирует Эндрю Лим. По мнению ученых, результаты исследования можно будет применить на практике: зная генотип пациента, врачи смогут определить оптимальное время для различных процедур, а также разработать график приема лекарств.

А как же все-таки быть с точной датой смерти? Данное исследование, конечно, не позволяет ее вычислить. Но специалисты предполагают, что и наша кончина предопределена генетически. Так, свой генотип мы наследуем от родителей, соответственно, они передают нам склонность к тем или иным недугам, которые в конечном итоге могут являться причиной летального исхода. Замечено также, что близкие родственники порой умирают приблизительно в одно и то же время (но в разные годы).

А бывают случаи, когда, скажем, мать и дочь, отец и сын, братья или сестры рождаются и умирают в один и тот же день. Никакой мистики в этом нет — это все гены, управляющие нашим жизненным циклом. Возможно, когда-нибудь генетика научится предсказывать не только время суток, но и непосредственно день, месяц и год, когда человеку суждено умереть. Вот только захотим ли мы это знать?