Марсианский водоем хранит тайны древней жизни

Ученые во всем мире не оставляют надежды найти на Марсе признаки жизни или хотя бы воду в жидком агрегатном состоянии. Дополнительным стимулом к исследованиям стало обнаружение огромного котлована, где в далеком прошлом плескалось озеро, а также разветвленной речной дельты. За комментариями «Правда.Ру» обратилась к специалистам Государственного астрономического института имени Штернберга.

Астрономы Колорадского университета (США), изучая фотографические снимки Марса, смогли идентифицировать самое настоящее озеро. Его площадь составляет более двухсот квадратных километров, а глубина достигает 500 метров. Обрамляющие озеро многочисленные протоки, а также выраженные останки полого пляжа по одной стороне котлована не оставили ученым и тени сомнений.

Позднее находка была перепроверена при помощи визуального наблюдения. «Изучение береговой линии и геологических образований позволили нам рассчитать площадь и объем озера, - рассказывает участник исследований Гаэтано Ди Ачилле. – Кроме того, мы смогли установить, что озеро сформировалось примерно 3,4 миллиарда лет назад».

Читайте также "Голубая планета - родина летающих китов"

Использованные для исследования снимки были получены при помощи камеры HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment), путешествующей по орбите Марса на борту межпланетной станции NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). На фотографиях ученые смогли рассмотреть, что 50-километровый каньон, некогда содержавший воду, с одного края переходит в долину, где была большая и разветвленная речная дельта.

Все остальные признаки окружающей каньон местности также прямо указывают на существование здесь долговременного водохранилища. И возникло оно здесь в те времена, когда Марс, согласно ранним теориям, уже стал холодной и засушливой планетой с разряжающейся атмосферой.

«Находка не только доказывает факт существования на Марсе долговременных озерных систем, но и демонстрирует, что водоемы могут возникать не только в теплых и влажных климатических условиях», - говорит еще один участник исследований профессор Брайан Хайнек.

Марсианский водоем хранит тайны древней жизни
Не меньше внимания ученого сообщества приковала к себе и речная дельта. Как известно, на Земле именно в таких местах скапливаются осадочные породы, в которых оказываются останки органической жизни и продукты жизнедеятельности. Поэтому астробиологи уверены, что если где и стоит искать признаки древней жизни на Марсе, то именно в найденной дельте.

Не стоит забывать и о тех ученых, кто уверен в существовании на планете простейшей жизни в виде примитивных подземных микроорганизмов. Для подобных существ наносы породы в дельте могли стать постоянным местом обитания, и найти их здесь гораздо легче, чем где-либо еще.

Гаэтано Ди Ачилле настаивает, что обнаруженное водохранилище должно стать первоочередной целью для планирования марсианских экспедиций. Опустившись в этом месте на поверхность планеты, люди или автоматическая техника сразу окажутся на самом интересном месте, где можно совершить множество открытий.

«Правда.Ру» обратилась за подробностями в Государственный астрономический институт имени Штернберга МГУ. Сотрудники отдела исследования Луны и планет рассказали нам, что, несмотря на существование множества теорий о развитии Марса, доминирующей является одна. Согласно ей, красная планета могла бы развивать подобно Земле, если бы не катастрофа, уничтожившая ее внутреннее магнитное поле и приведшая к потере атмосферы.

Это событие удалено от нашего времени более чем на три миллиарда лет, поэтому сейчас очень сложно представить – каким был Марс перед столкновением с неизвестным небесным телом. Очень много косвенных фактов указывает на то, что здесь могла быть вода в жидком состоянии, а также, не исключено, что и простейшие формы жизни.

Российские ученые, как и их коллеги по всему миру, возлагают большие надежды на грядущие марсианские экспедиции, которые пройдут в 2010-2020 годах. Возможно, новый этап исследований с применением самого совершенного научного оборудования развеет завесу тайны над древней историей Марса.