Региональные парламенты на пути к унификации

Вопрос об унификации численности законодательных собраний субъектов РФ назрел уже давно. Согласитесь, выглядит странным, когда в городском парламенте многомиллионной Москвы всего 35 депутатов, а в относительно малонаселенной Тыве заседают целых 162 народных избранника. Впрочем, как ожидается, уже в ближайшее время вопрос о порядке определения численности региональных парламентов будет решен окончательно, и депутатского "разнобоя" больше не будет.

Напомним, что эту тему первым поднял президент Дмитрий Медведев. Так, выступая 12 ноября с ежегодным посланием Федеральному Собранию, президент России предложил ввести единый критерий установления численности депутатов в органах законодательной власти субъектов РФ. И уже в декабре президент внес соответствующий законопроект в Госдуму, которая, как ожидается, рассмотрит его в первом чтении на следующей неделе.

Законопроект, в частности, предусматривает, что число депутатов регионального парламента ограничивается численностью избирателей в регионе. Так, если в субъекте РФ избирателей менее 500 тысяч, число депутатов должно составлять не менее 15 и не более 50 человек.

Если число избирателей от 500 тысяч до миллиона человек, то депутатов должно быть не менее 25 и не более 70. Когда же избирателей насчитывается от 1 миллиона до 2 миллионов человек, то депутатов будет не менее 35 и не более 90. При численности избирателей свыше 2 миллионов человек законопроект устанавливает число депутатов не менее 45 и не более 110. Таким образом, по предварительным оценкам, уточнить численность региональных парламентов нужно будет где-то в двух десятках субъектов РФ.

К примеру, в Адыгее, Башкирии, Северной Осетии, Тыве, Хакасии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Удмуртии в соответствии с предложенными президентом критериями число депутатов больше максимально допустимого. Следовательно, оно подлежит сокращению — от двух мандатов в Кабардино-Балкарии до 25 мандатов в Хакасии. В двухпалатном парламенте республики Тыва, где заседают 162 депутата, "секвестированию" подлежат как минимум 112 мандатов.

А вот в Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Саратовской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областях, Москве, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах — наблюдается обратная картина. Там депутатов меньше, чем нужно, и их число придется увеличить — от одного мандата в Тюменской области до десяти мандатов в Пензенской области и Москве.

Член ЦИК РФ Майя Гришина недавно сообщила журналистам, что численность состава законодательных собраний субъектов РФ планируется унифицировать к марту 2012 года.

По словам Гришиной, ожидается, что соответствующий закон вступит в силу уже в августе 2011 года.

Фото: AP

Читайте также: Губернаторы о Госсовете: президент выступал "сильно и выдержанно"

Стоит отметить, что это нововведение не станет поводом для проведения досрочного голосования в тех субъектах, где парламенты пока не будут соответствовать закону. Документ не отменит их легитимности, сообщили журналистам в Центризбиркоме.

Тем не менее всю минувшую неделю не утихали споры вокруг грядущей унификации региональных парламентов. К примеру, в Мосгордуме, где ожидается значительное расширение депутатского корпуса, парламентарии высказали свою озабоченность ввиду предстоящего "уплотнения".

"Сама концепция законопроекта является правильной и обоснованной, он направлен на приведение в соответствие численности депутатского корпуса с количеством избирателей", — отметила, в частности, представительница "Единой России" Татьяна Портнова. Однако, по ее мнению, критерий установления числа депутатов региональных парламентов должен учитывать не только плотность населения, но и исторические традиции, количество депутатов муниципальных образований и другие особенности каждого конкретного региона.

Впрочем, несмотря на высказанные замечания, Московская городскаяДумавсе же приняла постановление о поддержке указанного законопроекта и даже пообещала подготовить свои предложения после принятия его в первом чтении.

По мнению генерального директора Института региональных проблем Максима Дианова, сейчас вопрос в том, как будет реализована унификация численности региональных парламентов.

"Нужны конкретные принципы, — считает политолог. — Если будет закон о принципах региональной власти и он не будет противоречить Конституции — тогда все нормально".

"Если мы хотим принять закон о неких правилах, по которым формируются законодательные собрания в регионах, то нужно учитывать, что Москва выполняет столичные функции не только в России, но и в Московской области. Как и Питер — в Ленинградской области", — отметил эксперт в интервью "Правде.Ру". Все унифицировать не так просто, утверждает он, так как в России существует множество различных типов субъектов Федерации.

В свою очередь, сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Иосиф Дискин обратил внимание на то, что по Конституции РФ определение системы управления органов власти субъектов Российской Федерации относится к их исключительному ведению и никто вмешиваться в этот процесс не может.

Однако эксперт признал, что отсутствие общего принципа в определении численности региональных парламентов слишком дорого обходится налогоплательщикам. Ситуацию же, когда существует двухпалатный парламент при населении меньше миллиона человек, Иосиф Дискин прямо назвал "невозможной".

Фото: AP

По словам эксперта, речь в данном случае все же идет не об унификации, а о "прагматичной позиции, когда численность парламентов должна находиться в соотношении с численностью населения". При этом политолог не исключил, что в решении поставленной задачи могут быть разные варианты. Главное, чтобы делалось все взвешенно и находило поддержку в обществе.

Между тем, как уже ранее сообщала "Правда.Ру", в регионах инициативу президента оценивают положительно и называют внесенный Дмитрием Медведевым законопроект, предусматривающий оптимизацию региональных парламентов, "необходимым".

Например, губернатор Тюменской области Владимир Якушев отметил, что система государственной власти должна быть оптимальной, четкой и понятной. "Вполне естественно предъявлять такие же требования и к региональному уровню власти, — выразил уверенность глава Тюменской области. — В том числе, и законодательной. Ведь, несмотря на уникальность каждого региона, норма представительства в Государственной Думе единообразна для всех субъектов Российской Федерации". Этот же принцип логично распространяется и на региональные органы представительной власти, полагает губернатор.

Председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Игорь Кошин заявил, что "нам, парламентариям субъектов РФ, он (законопроект. — Ред.) необходим". "Мы живем в одной стране, и унификация законодательства, особенно определяющая численность парламентов, очень важна, — подчеркнул Игорь Кошин. — Понятно, что все субъекты по-своему разные, разные по территории, по численности… Но сейчас число депутатов везде определяется по принципу: кто во что горазд. Где по 100 депутатов, где по 200, по 300".

"Самое важное, что появляются какие-то общие критерии в федеративном государстве, где действует федеральная Конституция, — считает глава республики Северная Осетия — Алания Таймураз Мамсуров. — Такие важные вещи, как парламент, главы субъектов федерации и т. д. — должны иметь какой-то общий знаменатель. И я думаю, что контраст, который существовал в республиках, когда не было единого подхода, не было "единицы измерения" — это следствие давнего "парада суверенитетов", — добавил он.

Читайте самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить