Артур Дан: не дай Себе замерзнуть

Нужно ли платить НДС за продажу савана с тела покойника?

Энергетическая война, развязанная олигархами, захватившими топливно-энергетический комплекс Иркутской области, начинает разрастаться. Жителям Иркутской области, поверившим своему кумиру Борису Говорину, за которого они отдали свои голоса 19 августа кроме себя винить больше некого. Их предупреждали, что Говорин опасен для Иркутской области и последствия его губернаторского правления могут пагубно сказаться на социально-экономическом положении региона. Сейчас начало происходить то, о чем предупреждали здравомыслящие политики.

Скандал в Усть-Илимске, повышение цены на уголь, грядущее повышение энерготарифов, отключения электроэнергии и тепла, является следствием безрассудной войны Говорина против неугодных ему людей. Все мы стали заложниками ненасытных политических амбиций всего одного человека.

Сколько нам надо тепла

Норма отпуска теплоэнергии на одного человека в год по России составляет 4,8 Гкал, то есть 1,9 Гкал горячей воды и 2,9 Гкал тепла на обогрев жилья. Но здесь присутствует и скрытый показатель в виде самой жилой площади положенной на одного человека. В нашей стране эта норма утверждена на уровне 12 м.кв., хотя на самом деле составляет 20 кв. м. Конечно, не везде это удается, и поэтому на одного человека в среднем приходится 19 кв. м. Таким образом, объем теплоэнергии необходимый одному человеку выше. Например, в г. Иркутске он составляет 8,2 Гкал.

В городах нашей области теплоэнергия вырабатывается на десяти крупных ТЭЦ (80%) и более тысячи маленьких муниципальных котельных (20%). Себестоимость тепла муниципальных котелен очень высокая. На одних она около 300 руб/Гк, а в котельных с мазутными топками, зашкаливает за 1000 рублей. Но в целом стоимость тепла оказывается ~ 230 рублей за один Гкал. Это происходит за счет выравнивания цен с помощью бюджетных дотаций.

Региональная энергетическая комиссия с начала года установила тариф на отпускаемое тепло в 89,5 рублей за Гкал. На эту сумму набавляется 20% НДС и в результате выходит 107,4 рубля. Но это не окончательная цена, а та, по которой тепло покупают муниципалитеты.

Но может ли город продать населению тепло по этой цене? Дело в том, что внутридомовые сети должны содержаться за счет этого же тепла. Таким образом, на эту сумму надо еще начислить затраты на обслуживание сетей: зарплата, социальный налог, материалы на текущий ремонт… А уж, потом мы получаем вожделенное тепло. Но население мы все равно не платит эту сумму, потому что не платежеспособно.

Однако если сейчас мы должны платить 70 рублей в месяц, то с повышением тарифов на тепло до 248 рублей, как это предлагает ОАО «Иркутскэнерго», должны будем ежемесячно платить 170 рублей.

Самое смешное то, что тепло – товар неликвидный. Даже электричество можно перебросить по сетям в соседний регион, а тепло – нет. Что будет делать компания «Русский алюминий» (РУСАЛ) - главный хозяин ОАО «Иркутскэнерго», если потребители не смогут платить за тепло из-за его дороговизны?

Кое-что про электричество

Один киловатт электроэнергии вырабатываемой на ГЭС = 0,2 копейки, на ТЭЦ = 22 копейки. Тариф на электроэнергию установленный РЭК равен 10 копейкам для населения и 15,76 коп для промышленности. РУСАЛ предлагает увеличить тарифы для населения до 54 копеек, а для крупных промышленных предприятий снизить до 14 копеек за кВт/час.

Сегодня цены формируются за счет высокорентабельных ГЭС, которые погашают издержки ТЭЦ. В принципе ничего странного в этом нет. Это не перекрестное субсидирование, а единый технологический цикл, который существует на многих предприятиях. В противном случае от нерентабельных предприятий нужно отказываться или выводить в самостоятельные… Стоп! А может быть, РУСАЛ сначала собирается взвинтить цены, а потом разделить ГЭС и ТЭЦ на самостоятельные акционерные общества. Но именно так собирался поступить Чубайс! Это и есть главный фрагмент его плана по реформированию энергосистемы. Юрий Ножиков, Виктор Боровский, Областной Совет народных депутатов, а потом и Законодательное собрание именно против этого боролись, а их обвиняли в обратном. Сегодня то, что хотел сделать Чубайс, похоже, делают Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг, но без Чубайса, а с помощью Говорина.

Здесь надо понять одну простую штуку. Заработать большие деньги на энергетике нельзя – тарифы устанавливает государство. Но, снизив цену, можно создать условия для получения сверхприбыли для основных потребителей энергоносителей, например, алюминиевой, целлюлозно-бумажной, нефтехимической… Таким образом, ГЭС и их высочайшая рентабельность после разделения помогут увеличить прибыль алюминщиков.

Не исключено, что компании РУСАЛ и СУАЛ хотели бы дифференцированно подходить к установлению цены на электроэнергию. Например, для БрАЗа и ИркАЗа … по одной копейке за кВт/час, а остальным, как решит РЭК. Если РУСАЛ сможет снизить для себя цену с 15,76 до 14 копеек, то сэкономит более 280 миллионов рублей, с которых, между прочим, платятся налоги. А если им удастся установить для себя тариф в одну копейку, то они сэкономят более 2,36 млрд. рублей, то есть более 80 млн. долларов или половину областного бюджета, но для себя. К счастью, установление тарифа для естественных монополий еще не отдали на откуп самих монополистов.

Юрий Фалейчик, депутат, председатель комитета по собственности и экономической политики Законодательного собрания: Схема, предлагаемая новыми энергетиками, простая. В первую группу потребителей они включили предприятия, с присоединенной мощностью более 750 КилоВольтАмпер (КВА). Таких предприятий всего тридцать четыре. Понятно, что это энергоемкие производства. Сюда же нужно отнести поставку электричества на ФОРЭМ. Составляет все это 95% потребления всей электроэнергии ОАО «Иркутскэнерго». Остальные предприятия входят во вторую группу. Это такие, мощность которых меньше 750 КВА – средние и мелкие предприятия, городской транспорт - трамваи, троллейбусы, сельское хозяйство, бюджетные потребители и жители Иркутской области. На их долю приходятся оставшиеся пять процентов. Но в структуре платежей за электроэнергию предложенной менеджерами ОАО «Иркутскэнерго», основные потребители занимают лишь 59%, а остальные 41% приходятся на вторую группу. Нет никаких обоснованных аргументов для того, чтобы основные потребители, расходуя 95% электроэнергии, платили меньше чем другие, за использование оставшихся пяти процентов.

Ты скажи, чё те надо…

Вся дискуссия крутится вокруг того, сколько энергосистеме нужно денег. Для того чтобы ОАО «Иркутскэнерго» работало, закрывало все свои потребности и оставалось с прибылью, требуется 11 (одиннадцать) млрд. рублей. По-хорошему-то, собственников РУСАЛ должны интересовать именно эти деньги, а не то, какие тарифы установит государство. Но похоже на то, что РУСАЛ собирается сам диктовать, кому, какие тарифы устанавливать. Абрамович и Дерипаска несколько подзабыли, что это прерогатива государства, а не частной компании «Русский алюминий», даже если к этой компании благоволит сам президент РФ.

Валентин Межевич, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Нужна согласованная политика государства и собственников Иркутскэнерго в формировании тарифной структуры. Изменения структуры тарифов чреваты для всей Иркутской области. Никто не анализировал, насколько готовы ли к переходу на новые тарифы предприятия и бюджетные организации. Никто не может сказать, готово ли общество к новым ценам по уровню доходов. Для перехода к новым тарифам нужно не менее четырех лет. Мгновенное повышение может губительно сказаться на всей экономической жизни Иркутской области.

Заключение

Конечно, Законодательное собрание откликнулось на предложение новых менеджеров Иркутскэнерго провести депутатские слушания, но областной парламент не является регулирующим органом. Не депутаты должны подсчитывать затраты энергетиков. Это компетенция региональной энергетической комиссии (РЭК). Определять величину тарифа прямая обязанность губернатора и его служб. И странно, что при обсуждении вопроса подготовки к зиме, цен на уголь, тарифов на тепло и электроэнергию на сентябрьской сессии, заместители губернатора молчали, как воды в рот набрали и любезно предоставили депутатам самим защищать интересы области.

Артур Дан

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить