Александр ЗИНОВЬЕВ: “ГЛОБАЛЬНОЕ СВЕРХОБЩЕСТВО И РОССИЯ”

ВЕЛИКИЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕЛОМ

Во второй половине нашего (двадцатого) столетия произошел великий перелом в социальной эволюции человечества. Сущность этого перелома заключается в том, что начался переход от эпохи обществ к эпохе сверхобществ. Этот переход явился результатом стечения многочисленных исторических факторов. Логически систематизированное и достаточно полное научное описание этих факторов пока еще отсутствует, насколько мне известно. Тем не менее, они широко известны и по отдельности и в каких-то частичных комбинациях стали привычными объектами внимания в сфере социальных исследований. В этой краткой статье я их не рассматриваю, ограничиваясь лишь самим понятием сверхобщества. Более детальное изложение моих соображений на этот счет читатель может найти в моих работах "Коммунизм как реальность", "Кризис коммунизма", "Запад", "Глобальный человейник", "Русский эксперимент", "Новая утопия" "На пути к сверхобществу", а также в ряде статей и газетных интервью.
Чтобы определить, что такое сверхобщество, необходимо предварительно определить, что такое собственно общество. Слово же "общество" является многосмысленным. Чтобы стать научным понятием, оно нуждается в обработке, которая в логике называется экспликацией понятий. Я считаю целесообразным ввести для такой экспликации более общее понятие "человейник", определив затем общество как особый эволюционный тип человейника, имеющий свои эволюционные (качественные) границы.
Человейником я называю объединение людей, обладающее следующим комплексом признаков. Члены человейника живут совместно исторической жизнью, т.е. из поколения в поколение, воспроизводя себе подобных людей. Они живут как целое, вступая в регулярные связи с другими членами человейника. Между ними имеет место разделение функций, они занимают в человейнике различные позиции. Причем эти различия лишь отчасти наследуются биологически (различие полов и возрастов), а главным образом они приобретаются в результате условий человейника. Члены человейника совместными усилиями обеспечивают самосохранение человейника. Человейник занимает и использует определенное пространство (территорию), обладает относительной автономией в своей внутренней жизни, производит или добывает средства существования, защищает себя от внешних явлений, угрожающих его существованию. Он обладает внутренней идентификацией, т.е. его члены осознают себя в качестве таковых, а другие его члены признают их в качестве своих. Он обладает также внешней идентификацией, т.е. люди, не принадлежащие к нему, но как-то сталкивающиеся с ним, признают его в качестве объединения, к которому они не принадлежат, а члены человейника осознают их как чужих.
Эволюционными предшественниками человейников являются известные стада и стаи животных, а также объединения вроде муравейников. Слово "человейник" я ввел по аналогии со словом "муравейник". Предшественниками не в том смысле, будто человейники произошли от этих объединений живых существ, а в смысле эволюционной классификации: если расположить такие объединения в некоторый вертикальный ряд по степени развитости, то человейники будут возвышаться над ними.
От объединений насекомых и животных человейники отличаются материалом (веществом, материей) и его организацией. Материал человейника образуют люди и все то, что создается используется ими в их жизни, - орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта и связи, технические сооружения, домашние животные, культурные растения и прочие материальные явления (предметы). Назовем это материальной культурой.
Человейник есть организованное объединение людей. В его организации принимают участие самые разнообразные факторы. Все эти факторы практически учесть невозможно. Да в этом и нет надобности. Наука изобрела способы, как сводить к минимуму число факторов, которые необходимо и достаточно принимать во внимание в таких случаях. Мы здесь выделим из числа всевозможных факторов такие, которые играют роль организаторов всей совокупности организующих факторов. Будем называть их факторами или средствами социальной организации человейника, а тот вклад, который они вносят в суммарную организацию человейника, назовем социальной организацией.
Факторы социальной организации общеизвестны: это - деловые клеточки, власть и управление, сфера хозяйства, сфера религии и идеологии, а также другие сферы, являющиеся результатом развития упомянутых основных.
В истории человечества были и существуют в наше время многочисленные индивиды (экземпляры) и виды человейников. Они различаются по размерам, по продолжительности жизни, по степени сложности структуры, по человеческому материалу и многим другим признакам. Достаточно сравнить примитивные человейники из нескольких сот человек, еще уцелевшие каким-то чудом на планете, и современные западные страны, достигшие высочайшего уровня развития и состоящие из десятков миллионов человек, чтобы увидеть, какой грандиозный эволюционный процесс тут произошел и происходит на наших глазах.
Много миллионов лет назад в рамках животного мира появились люди и человейники. Сначала это были одноклеточные человейники.Они размножались, увеличивались в размерах, совершенствовались, распространялись по планете. Возникали многоклеточные и сложные человейники. Одни распадались, другие появлялись. Вступали в контакты, враждовали, влияли друг на друга. Это происходило в рамках более или менее обширных миров. Прошли миллионы лет. Люди и человейники достигли высокого уровня развития. Стали возникать новые виды человейников, которые мы будем называть обществами. Общества оказались жизнеспособными, сравнительно быстро прогрессировали, успешно конкурировали с другими человейниками. Постепенно человейники типа обществ стали играть доминирующую роль в каких-то мирах и в массе человечества. История человечества стала по преимуществу историей возникновения, существования, эволюции, прогресса, борьбы, гибели обществ, - эпохой обществ. Высшим достижением этой эпохи явились страны западного мира. Человейники более низкого уровня организации, чем общества, я буду называть предобществами.
Отношение общества и предобщества характеризуется понятиями диалектики. В частности, возникновение общества, будучи диалектическим отрицанием предобщества, не означает полное исчезновение явлений предобщества. Многие из этих явлений сохраняются и воспроизводятся в обществе в качестве его явлений. Но сохраняются в "снятом" виде. Явления предобщества в составе явлений общества "очищаются" от их исторических форм, трансформируются применительно к условиям общества, становятся подчиненными законам общества. Они не характеризуют общество специфически и не образуют его основания.
То, чем общество в самой своей основе (при возникновении) отличается от предобщества, что делает его качественно новым образованием более высокого уровня социальной организации сравнительно с предобществом, образует его "нижнюю" эволюционную границу.
Общества возникают в скоплениях человейников (назовем их мирами человейников) при определенных условиях и отличаются от предобществ более высоким уровнем социальной организации. Из условий упомяну следующие. Общество образуется тогда, когда в каком-то ограничение пространстве скапливается достаточно большое число людей и вынуждается на постоянную совместную жизнь в течение многих поколений не в силу родственных отношений (хотя они не исключаются), как это имеет место в предобществах, а по каким-то другим причинам. Например, это может быть скопление в одном регионе множества разноплеменных людей для защиты от врагов или в силу природных условий. Эти люди, по крайней мере, в значительной части являются чужими друг другу, а то и вообще враждебными, как это имеет место, например, при завоевании одних человейников другими. Среди людей в рассматриваемом скоплении могут быть и связанные родственными узами, что очевидно, поскольку тут имеются и образуются семьи. Но в данных условиях чуждость людей друг другу приобретает решающее значение. Для общества необходим некоторый минимум людей, не связанных родственными отношениями, хотя бы для того, чтобы родственные связи утратили прежнее значение. Конечно, эти связи не исчезают совсем. Но для человека как члена общества число родственно близких людей невелико в сравнении с числом тех чужих людей, с которыми ему приходится иметь дело, не говоря уж о численности прочих членов скопления людей, с которыми ему вообще не приходится сталкиваться.
Скопление людей, образующих общество, состоит не непосредственно из отдельных людей. Это - не толпа. Оно состоит из множества устойчивых групп. Эти группы сравнительно невелики по размерам. Если даже какие-то из них состоят из родственников (небольшая семья, например), основу их образуют не родственные связи, а интересы какого-то общего (совместного) дела. Они до известной степени автономны в своей жизнедеятельности. Каждая из них имеет свои частные интересы. Последние могут совпадать для некоторых из них, могут различаться для других и даже быть противоположными, могут совпадать в одних отношениях и различаться в других. Но всем им свойственно одно общее: эти частные интересы различных групп могут быть удовлетворены только в составе объединения этих групп в единое целое. Общество возникает как общее для разнородных людей и их групп с различными интересами условие удовлетворения их частных интересов.
Общество отличается от предобщества прежде всего по своему социальному качеству, т.е. по уровню социальной организации. Основные компоненты социальной организации общества суть те же самые, что и всякого достаточно развитого человейника: система власти и управления, организация первичных деловых клеточек, сфера хозяйства, менталитетная сфера. Но специфика их по отдельности и как единого целого состоит в том, что они изобретаются искусственно, являются результатом сознательной деятельности людей. Сознательными не просто в том смысле, что создаются с участием сознания (таковы вообще все социальные поступки людей), а в том смысле, что роль социальной организации осознается, и она создается для исполнения именно этой роли преднамеренно. Социальная организация общества есть организация рациональная. С этой точки зрения общества суть человейники исключительные в истории человечества. Предобщества еще не являются организованными рационально. Сверхобщества, возникающие в наше время, суть человейники сверхрациональные. Они поглощают в себе рационализм обществ, но доминирующими в их социальной организации являются социальные законы, отличные от законов рациональности.
Компонентами социальной организации общества являются общеизвестные феномены, для обозначения которых мы будем употреблять выражения "сфера государственности" ("государственность", "государство "сфера экономики" ("экономика") и "сфера идеологии" ("идеосфера", "идеология"). Эти феномены общеизвестны, но это не означает, что они всеми понимаются однозначно и научно. И обозначающие их языковые выражения многосмысленны, даваемые им описания и определения как правило не удовлетворяют критериям научного подхода к социальным явлениям. Чтобы достаточно точно определить понятие "общество", необходимо описать упомянутые компоненты социальной организации общества (по крайней мере, их) в соответствии с требованиями логики и методологии науки. Без этого условия определить специфику человейников, которые я называю сверхобществами, в принципе невозможно. Сделать это в данной статье немыслимо, и я отсылаю заинтересованного читателя к моим упомянутым работам. Здесь же замечу лишь следующее.
Рассмотрев все логически возможные варианты взаимоотношений компонентов социальной организации общества, которые можно наблюдать в наиболее развитых экземплярах обществ (а это - эмпирические, т.е. доступные для наблюдения явления), я пришел к выводу, что для научного (удовлетворяющего правилам логики и методологии науки) описания социальной организации общества исходным должно стать признание достаточно четкой дифференциации основных сфер общества и оформления сферы власти и управления в качестве особой сферы - сферы государственности. Определение прочих компонентов социальной организации как специфичных обществу предполагает государство. Оно не может быть логически корректным без ссылки на него, тогда как государство может быть определено без ссылки на них. Например, экономикой я называю сферу хозяйства человейника в том ее виде, какой она принимает при наличии государства и благодаря деятельности государства. Именно государство организует хозяйство человейника в особую стандартизированную сферу, которая "кормит" не только себя, но и весь прочий человейник. Организует, узаконивая хозяйственные клеточки и вводя правовые нормы, в рамках которых должна протекать жизнь хозяйственной сферы. Благодаря государству образуется внутренне связанное в некоторое целое общечеловейниковое хозяйство с единой денежной системой, обменом, разделением функций и т.д.
Из признаков государства как специфичной для общества системы власти и управления упомяну такие, как узаконенность (легитимность) государственной власти, ее суверенность, т.е. отсутствие какой-либо негосударственной власти, стоящей над ней, а также тот факт, что государство функционирует в рамках юридических законов, устанавливает такие законы, управляет обществом посредством законодательства. Оно использует и другие средства управления, но на основе законодательства и в рамках законов.
Существует не только нижняя эволюционная граница общества, не достигнув которую человейник не приобретает качество общества, но и верхняя граница, перейдя которую человейник утрачивает это качеств Развита общества, как и любого эмпирического объекта, не безгранично. Не все, что возникает в процессе эволюции человечества, может быть ассимилировано обществом в качестве его органического элемента. Не все, что порождается самим обществом, может быть удержано в его рамках. В процессе эволюции человечества в эпоху обществ уже возникли, развиваются, накапливаются и набирают силу явления, которые не укладываются в рамки такого социального качества, называемого обществом. Само общество порождает отрицающие его явления.
Наличие верхней границы общества не означает, будто невозможна социальная организация иного типа, на основе которой может происходить дальнейшая эволюция человейников. Наоборот, я утверждаю, что возможен качественно новый, более высокий уровень социальной организации человейников сравнительно с обществом, - уровень сверхобщества. Более того, он не просто возможен, он является реальностью.
Верхняя граница общества не есть нижняя граница сверхобщества. Последняя есть то, чем сверхобщество отличается от общества, в чем именно первое возвышается над вторым как более высокий "этаж" эволюционной иерархии. Трудность в установлении нижней границы сверхобщества состоит в том, что явления общества и сверхобщества в реальности могут быть перемешаны, явления сверхобщества еще рядятся в одежды явлений общества и выглядят как продолжение и разновидности их, разбросаны, погружены в совокупность конкретных исторических событий.
Между эпохой обществ и эпохой сверхобществ нет абсолютно строгой границы. Они как бы накладываются друг на друга. Одна еще продолжается, а другая в тоже время и в том же социальном пространстве начинается. Должно пройти историческое время, прежде чем для многих станет очевидно, что новая эпоха уже наступила.
Сейчас уже можно констатировать как эмпирический факт существование сверхобществ двух типов - коммунистического и западнистского. Классическим образцом первого был Советский Союз. Он просуществовал более семидесяти лет, но так и сошел с исторической арены, будучи непонятым в качестве сверхобщества. А между тем именно он был новатором в сфере социальной эволюции человечества, впервые в истории построив в огромных масштабах человейник более высокого уровня социальной организации, чем доминировавшие на планете общества западного (я предпочитаю термин "западнистского") типа (США/Франция, Англия, Италия, Германия и другие). В ходе "холодной" войны западного мира против Советского Союза начался процесс формирования сверхобществ в замках западной цивилизации. Этот процесс усилился и ускорился после разгрома Советского Союза и советского коммунизма.
В Советском Союзе можно было очевидным образом наблюдать явления, выходящие за рамки социальной организации общества, возвышавшиеся над нею и подчинявшие ее себе. Это, во-первых, разделение системы власти и управления на государственную (советы), хозяйственную (система органов управления различными деловыми сферами , на вершине которой были министерства и совет министров) и партийную (партийный аппарат, на вершине которого был ЦК КПСС), причем - партийная власть выступала как сверхвласть по отношению к власти хозяйственной и государственной, не будучи легитимной (она осуществляла власть над человейником, распоряжаясь легитимной властью советов). Это, во-вторых, образование в сфере хозяйства явлений, вполне удовлетворяющих понятию экономики, и явлений, возвышающихся над ними и подчиняющих их себе, - явлений сверхэкономики (тотальное планирование, командные методы, политика ценообразования и т.д.). Это, в-третьих, образование механизма сверхидеологии, осуществлявшего тотальный контроль за всеми явлениями менталитетного аспекта человейника.
В странах западного мира после Второй Мировой войны стремительно стало формироваться сверхобщественная социальная организация другого типа (не коммунистического, а западнистского). Стали формироваться явления сверхгосударственности, сверхэкономики и сверхидеологии. Они описаны мною в книгах "Запад" и "На пути к сверхобществу", а также в других работах. Причем, каждому компоненту социальной организации коммунистической системы можно найти соответствующий компонент западнистской системы. Так что разгромив советское сверхобщество, западные страны сами устремились по пути эволюции в том же направлении.
В структуре современных западных стран, взятых по отдельности, можно выделить два уровня: 1) первый уровень, соответствующий структуре общества; 2) второй уровень, представляющий собою своего рода надстройку над социальной организацией общества. Понятие "сверхобщество" может употребляться как обозначение этой "надстройки" над обществом, а также как обозначение всего человеческого объединения, в котором возникает такая "надстройка", и она определяет социальный тип объединения в целом.
Сферой деятельности западных сверхобществ в обоих смыслах становится весь западный мир, и даже вся планета. Западные сверхобщества образуют сложные объединения, в которых тоже образуется разделение на два уровня. Причем, сверхобщество в первом смысле образуется как взаимодействие и объединение "надстроечных" частей западных стран. Эти объединения функционируют как явления общезападные. Их сфера деятельности выходит за рамки западного мира.
Процесс формирования сверхобществ в странах западного мира совпал с процессами интеграции западных стран в единое гигантское сверхобщество (в сверхцивилизацию), образования глобального сверхобщества (или общества второго уровня) как надстройки над странами западного мира и установления нового мирового порядка под его управлением. Тенденция к интеграции западного мира имела место всегда. Она принимала самые различные формы (вплоть до кровавых мировых войн). Что нового внесло в эту тенденцию наше время? Это новое связано с формированием сворхобществ и с их объединением на этой основе, т.е. с "вертикальным" структурированием человечества. Последнее заключается в том, что возникают бесчисленные и разнообразные организации, учреждения и предприятия общезападного (наднационального) характера. Их уже сейчас насчитываются десятки (если не сотни) тысяч. Они не принадлежат ни к какой отдельной стране. Они возвышаются над ними. В их деятельность уже сейчас вовлечены многие миллионы людей. Они организуются и функционируют по социальным законам (правилам), отличным от тех, по каким организуются и функционируют компоненты привычных (традиционных) "национальных государств" Запада. Они служат основой для образования своего рода "общества второго уровня", которое возвышается как "надстройка" над обычными обществами и подчиняет себе последние в основных аспектах их жизнедеятельности. Это объединение, используя средства западных обществ ("национальных государств"), фактически контролирует более пятидесяти процентов всех мировых ресурсов (по некоторым данным - более семидесяти процентов). Оно опутало своими щупальцами всю планету. Так что в отношении него вполне уместно выражение "Глобальное сверхобщество".
Глобальное сверхобщество складывается не по типу обществ западнистского типа, а по типу сверхобществ. Его компонентами становятся формирующиеся западнистские сверхобщества. Их объединяет в единое целое упомянутое "общество второго уровня". Оно правит миром в наше время, а не какая-то небольшая кучка богатеев. Оно включает в себя, конечно, денежный механизм западного мира и использует его как средство управления Западом и прочим человечеством Но для управления одним Западом, в котором живет до миллиарда человек, этого мало. А для удержания под своим контролем около пяти миллиардов прочего человечества - тем более. Нужны мощные вооруженные силы, политический аппарат, секретные службы, средства массовой информации. Нужно иметь возможность распоряжаться ресурсами "национальных государств" Запада, принуждая к этому систему власти и управления их.
Западный мир раздваивается так, что США становятся своего рода воплощением "надстроечной" части, общезападного сверхобщества в первом смысле. Здесь располагаются основные компоненты его. США стали главной резиденцией этого “мирового правительства", поставщиком мировых вооруженных полицейских сил, мест расположения "штабов" для управления различными рычагами мировой власти, кузницей командных, карательных и идеологических кадров и исполнителей воли хозяев планеты.
Происходит срастание компонентов сверхобщества США как отдельного сверхобщества и как общезападного сверхобщества.
Срастание это настолько сильное, что США выступают как реальное воплощение сверхобщественной части западного мира в целом. Будучи сами зоной деятельности общезападного сверхобщества, США выступают в целом как сила, возвышающаяся над прочими странами западного мира и управляющая им. Стремление западного мира к глобальному господству выступает как стремление США к такому господству. При этом сами США управляются своим и общеэападным сверхобществом.
Происходящий процесс объединения всего человечества в единое целое является в реальности покорением всего человечества западным миром как единым целым. С этой точки зрения он может быть назван процессом западнизации человечества. Поскольку в западном мире доминируют США, поскольку они распоряжаются большинством ресурсов Запада и планеты, этот процесс может быть назван американизацией человечества. Поскольку над США и над всеми западными странами господствуют сверхобщественные явления, объединяющиеся в той или иной мере в общезападном сверхобществе, зоной активности которого становится вся планета, этот процесс может быть назван как глобализация человечества. Можно констатировать как факт важнейшую тенденцию социальной эволюции человечества к объединению его в глобальное сверхобщество, возглавляемое западнистским сверхобществом в рассмотренном выше смысле.
Выражения "глобализация", "западнизация" и "американизация" фиксируют фактически различные аспекты одного и того же процесса эволюции человечества, начавшегося во второй половине 20 века. Этот процесс еще только начался. Им будет заполнена вся история человечества в 21 веке. Похоже на то, что это будет история, которая по своей трагичности намного превзойдет все трагедии прошлого.
Переход к эпохе сверхобществ, сохраняя и приумножая многие достижения эпохи обществ, одновременно означает и утрату многих достижений эпохи обществ. Среди этих потерь следует назвать резкое сокращение числа участников эволюционной конкуренции. В эволюционную борьбу человейники включаются не по одиночке, а в составе миров. А миров, способных сражаться за самостоятельный эволюционный путь, на планете осталось совсем немного. До недавнего времени главными конкурентами в борьбе за мировую эволюцию были коммунизм и эападнизм. После разгрома советского коммунизма инициативу захватил западнистский вариант эволюции. Прочие варианты (мусульманский мир, африканский континент, Южная Америка) суть либо эволюционные тупики, либо подражания западнизму, либо зоны колонизации для Запада. Во всяком случае, что бы ни происходило в этих регионах, изменить направление социальной эволюции уже невозможно в силу закона эволюционной инерции. А изменить направление эволюционного процесса внутри самого западного мира невозможно в силу его внутренней социальной организации. Поражение коммунистического мира в Холодной войне надолго (если не насовсем) похоронило возможность и даже идею социальной революции.
С возникновением глобального сверхобщества произошел перелом в самом типе эволюционного процесса: степень и масштабы сознательности исторических событий достигли такого уровня, что стихийный эволюционный процесс уступил место проектируемой и управляемой эволюции. Это не означает, будто всё в эволюции человечества стало планироваться, и ход эволюции стал управляться в соответствии с планами. Это означает, что целенаправленный, планируемый и управляемый компонент эволюционного процесса стал играть определяющую роль в конкретной истории человечества. Цели при этом не обязательно благородные, они могут быть (и являются таковыми на самом деле) эгоистичными, гнусными, коварными и т.д. Планы не обязательно целесообразные и разумные, они могут быть нелепыми и даже безумными. Управление не обязательно по правилам разумного управления и не обязательно эффективно, оно может быть дилетантским, неэффективным. Но это не влияет на сам тип эволюции, подобно тому, как плохая государственность не меняет тип власти как государственной, плохая экономика не меняет тип хозяйства как экономический.
Принципиально важно здесь то, что в западном мире сложилась социальная структура, в которой имеются компоненты, ставящие цели эволюционного характера и глобального масштаба, вырабатывающие планы достижения этих целей, обладающие способностью и средствами управлять огромными массами людей, принуждая их к деятельности по реализации этих планов, распоряжающиеся колоссальными материальными ресурсами, достаточными для того, чтобы исторические процессы, ранее бывшие стихийными, сделать сознательными.
Конкретные исторические процессы всегда суть смесь двух типов процессов: 1) стихийного, т.е. не планируемого и неуправляемого; 2) сознательно-волевого, т.е. планируемого и управляемого. Их пропорции и роли колеблются в определенных пределах. Доминирование второго типа ведет к тому, что процесс в целом становится по преимуществу планируемым (проектируемым) и управляемым, хотя какие-то его компоненты остаются не планируемыми и неуправляемыми.
При научном описании упомянутых типов процессов требуются различные системы понятий и утверждений методологии науки. Стихийные (естественноисторические) процессы описываются в понятиях и утверждениях диалектики. Для научного описания сознательно-волевых процессов требуется другой методологический аппарат. Тут требуется знать, что таксе социальные планы (проекты), как и почему они возникают, как реализуются, что такое социальное управление людьми, какими средствами и по каким правилам оно осуществляется. Это не отрицает диалектику, это есть другая ориентация внимания при исследовании социальных объектов.
Все известные теории социальной эволюции исходили из явного или неявного взгляда на эволюцию человечества как на стихийный, не планируемый, неподконтрольный воле и сознанию людей, естественноисторический процесс. Этот взгляд сложился тогда, когда люди слишком мало знали о закономерностях своей собственной жизни и имели слишком мало средств оказывать заметное влияние на ее эволюцию и тем более контролировать ее. Силы человечества были еде не настолько велики, чтобы допустить самую мысль о возможности сознательного управления ходом истории. Человечество было раздроблено на огромное число враждующих объединений, и мысль о мировом единстве выглядела неосуществимой утопией. Существовали регионы с высокой степенью автономности эволюции и даже эволюционно независимые регионы.
Но во второй половине нашего века ситуация на планете изменилась настолько радикально, что взгляд на эволюцию человечества как на стихийный (естественноисторический) процесс стал выглядеть как анахронизм. Человечество вступило в эпоху, когда эволюция его стала происходить в значительной степени не по своему капризу, не стихийно. Сознательный, планомерный и преднамеренный элемент в ней приобрел такую силу, что стал доминирующим во всем комплексе факторов эволюции. Теперь в эволюционный процесс стали вовлекаться такие гигантские массы людей и ресурсы, что субъективные факторы эволюции человечества приобрели качественно новое значение сравнительно с недавним прошлым. Неизмеримо возросла степень запланированности, изученности и осознанности социальных явлений и поведения людей, возросла степень контроля за ходом процессов и степень следования планам. Неимоверно усилились средства манипулирования массами людей, средства коммуникации и средства решения проблем большого масштаба. Возникли бесчисленные проблемы, которые в принципе не могут быть решены без участия огромных интеллектуальных сил и материальных средств. Степень непредвиденности и неожиданности исторических событий резко сократилась сравнительно со степенью предсказуемости и запланированности. Все это в совокупности породило новое качество в самом характере (в типе) эволюции человечества.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить