Кремль пытается вернуть России статус сверхдержавы

Вчерашнее выступление Сергея Ястржембского, рассуждавшего о "возможности нанесения превентивных ударов" по лагерям в Афганистане, где обучаются наемники-террористы, наделало настоящий переполох.

Только ленивый российский политик не высказал свою точку зрения на реальность произнесенной угрозы. Народ, что называется, «купился» на очередную шутку помощника президента по идеологии. На самом деле никакой речи о нанесении ракетно-бомбовых ударах и, тем более, конкретных объектах возможной бомбардировки не идет.

Цели, заявленные помощником президента, лежат в несколько иной плоскости.

Само публичное произнесение намерений атаковать своих врагов, независимо от их территориальной удаленности и государственной принадлежности, говорит только о том, что Россия вновь пытается вернуться в лоно, некогда покинутого ею лежбища, под названием сверхдержава.

Только сверхдержава может позволить себе наказывать своих врагов, невзирая на нормы международного права и возмущение мировой общественности. Не случайно государственные СМИ, комментируя заявление Ястржембского, пространно рассуждали об американском опыте бомбардировки талибских лагерей в ответ на взрывы Всемирного торгового центра (1993) и американских посольств в Танзании и Кении (1998).

Своим заявлением Ястржембский как бы дает сигнал: то, что позволено юпитеру, позволено и России. Мы можем реально угрожать странам бомбардировкой, значит, ничем не отличаемся от США и, следовательно, внешнеполитический курс России соответствует статусу сверждержавы.

И неважно при этом способна ли Россия наносить удары, выгодно ли это для нее, принесет ли это какие-либо цели и прочая. Речь в данном случае идет о престиже и всем с чем это связано. А то, какие для этого были найдены основания уже никому не интересно. Хотя проследить начало PR кампании по восстановлению былого статуса России было бы небезынтересно.

Все началось с поездки Путина по странам Средней Азии. Именно там наш президент впервые заявил о так называемой «южной дуге», ранее называемой «подбрюшьем». Интересно отметить, что тогда это заявление преследовало только одну видимую цель: было необходимо продемонстрировать нашим южным соседям, что Россия им крайне необходима. Экономика - да, военно-техническое сотрудничество – да, наконец, культура - тоже да. Но для менталитета вождей восточных стран все это неважно.

Сила – вот, что всегда ценилось на востоке. Сила, с которой считаются во всем мире. Только этим и только этим может быть оправдана как внешняя, так и внутренняя лояльность по отношению к своему визави. На востоке не признают равных отношений: или ты смотришь сверху вниз или наоборот. Короче говоря, все эти особенности национального характера наших азиатских братьев не могли не учитываться советниками Путина. Но для того, чтобы найти реальную базу для демонстрации силы, необходимо было подыскать подходящих врагов. И тогда понадобился Ястржембский. Не случайно он временно приостановил свои, условно говоря, чеченские обязанности и сопровождал Путина в его азиатском турне.

Видимо, план будущего выступления помощника Путина был тщательно проработан заранее. По сути дела, озвучивая намерение наказать талибов, Сергей Ястржембский говорил своим узбекским коллегам: вы видите, наши обещания разобраться с вашими врагами не расходятся с делом. Только мы и американцы можем позволить себе нечто подобное.

Другой скрытой целью выступления, как мы уже говорили, был открытый сигнал мировому сообществу, предупреждающий о начале своей новой сверхдержавной поступи. Самое забавное в этой истории то, что в качестве козла отпущения вновь был выбран саудовский миллиардер Усама бен Ладен. Имя этого бедного араба, преступления которого еще никто не доказал, используется американцами при каждом удобном случае. Когда ЦРУ или ФБР не могут найти конкретного преступника, обывателю подсовывается физиономия главного врага государства бен Ладена.

Когда Пентагону необходимо отработать элементы точечного бомбометание в условиях приближенных к боевым, генералы вытаскивают фото бен Ладена и на головы невинных афганцев с неба падает лавина огня. Кремлевские стратеги совсем недавно оценили PR-находку американцев. Теперь рассуждение об этом арабе можно услышать и от Ястржембского, и от Здановича и т.д. То Усама бен Ладен поставляет оружие в Чечню, то помогает нашим дипломатам формулировать для ПАСЕ опасность мировой угрозы чеченского терроризма, мало ли что еще. Вот и на этот раз бедняга пригодился. В общем, граждане, успокойтесь, никто никого бомбить не будет. Не нужно беспокоится и особенно нервным депутатам. Никакой реальной угрозы втягивания в военные игрища за пределами России не существует. Впрочем, надо полагать, что они и сами прекрасно понимают суть происходящего и используют выступление Ястржембского в своих узкопартийных интересах.

Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить