Опасные зигзаги маршрутных такси

Авария с участием маршрутки, увы, привычная картина в современном городе. Водители не соблюдают правила дорожного движения, превышая скорость, часто выезжая на встречную полосу (особенно на междугородних трассах), садясь за руль в нетрезвом состоянии, а то и под кайфом.

Выручка для них дороже безопасности пассажиров и даже собственной жизни. Во время движения они умудряются не только брать деньги за проезд, но и оторвать билет, отсчитать и дать сдачу, разговаривать по телефону, курить, грызть семечки... А возмутишься – и услышишь в ответ трехэтажное благословение.

Немудрено, что именно маршрутки россияне признали самым опасным общественным транспортом. Один из социологических центров провел исследование, в ходе которого всем задавался один и тот же вопрос: "Какой вид городского общественного транспорта Вы считаете наиболее безопасным?"

Выяснилось, что наиболее надёжным россияне считают метро, а самым опасным - маршрутное такси. Четверть опрошенных считают безопасным транспортом трамвай. Еще семь процентов - троллейбус, а пять процентов голосуют за автобус.

Лишь 2 процента опрошенных смогли связать понятия "безопасность" и "маршрутное такси". К тому же их водителей россияне часто называют грубыми, невнимательными дилетантами, которые не способны отвечать за жизнь пассажиров.

И это действительно так: количество аварий с участием маршруток в любом уголке России превышает число ДТП с участием других видов транспорта. Настолько, что в ряде регионов решили отказаться от отечественных "Газелей", перейдя на другие марки транспортных средств.

"По российским законам отказ того или иного региона от поставок товара отечественного производства – нарушение конституционной нормы (ст. 7 Конституции РФ), - прокомментировали ситуацию "Правде.Ру" в пресс-службе группы компаний "ГАЗ". – Да, действительно, в конце прошлого года Санкт-Петербург почти отказался от наших "Газелей".

Читайте также: Кондуктора маршрутки уволили за грубость в Томске

И перевел маршрутные такси на другие марки – Хёндай, Богдан, Неоплан, Икарус. Аварий от этого меньше не стало. Дело не в марке и уж тем более не в том, что "Газели" представляют опасность на дорогах. 

Российское законодательство очень требовательно относится к сертификации автотранспорта с точки зрения его безопасности, и наша продукция удовлетворяет всем нормам – как российским, так и международным. Дело в водительском разгильдяйстве на дорогах и безответственности перевозчиков.

Чтобы уменьшить количество ДТП с участием маршруток, необходимо со всей ответственностью отнестись к системе управления пассажирскими перевозками. Перевозчики должны соблюдать все нормы законодательства и нести полную меру ответственности за их нарушение, вплоть до уголовной".

Из чего же складывается безопасность на дорогах? Первое - это профессионализм водителя. Второе – качество самих дорог. Третье – состояние транспортного средства. И то, и другое, и третье зачастую оставляют желать лучшего.

Для увеличения количества авто на линии (а это напрямую связано с доходами перевозчиков) хозяин готов выпихнуть водителя за ворота автокомбината на неисправном транспорте. И многие подчиненные готовы угодить своему начальнику ценой чужих жизней и своейсвободы.

Если в Европе государство поддерживает развитие электротранспорта, то в России его, наоборот, искореняют – мол, нерентабельно. К тому же большие города нужно спасать от пробок – и на их улицах корчуют трамвайные рельсы.

Мнение россиян, считающих его безопасным, никто не принимает в расчет. Почему? Эксперты уверены, что дело в непрозрачности и высокой прибыльности этого бизнеса. Где прибыль – там высокая конкуренция, и многие вопросы решаются "откатами".

Читайте также: "Грязные" и шумные маршрутки окажутся вне закона

"Настораживает прежде всего тот факт, что билет в маршрутном такси не является полноценным проездным документом, - рассказал "Правде.Ру" юрист Общества прав потребителей "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк . – Для налоговой отчетности в них должны быть установлены контрольно-кассовые аппараты.

Редко кто в маршрутках и в самом деле их устанавливает, поэтому 99,9 процента дохода может идти в карман. Естественно, перспектива заработать быстро и много ведет и к лобби, и к огромной конкуренции в этой сфере.

Водители обычно работают вахтовым методом. Чтобы заработать как можно больше, они не вылезают из машины сутками, впадают в коматоз, прибегают к энергетикам и другим способам стимуляции. В итоге страдают пассажиры".

Что же делать, если стоимость проезда явно завышена, или водитель вам нахамил, или курит в салоне, или превысил скорость? Можно ли найти на него управу?

"Защитить свои права можно, если проявить очень большую настойчивость, - отвечает Дмитрий Лесняк. – Многие жалуются на высокую стоимость проезда в маршрутных такси. Поскольку эта деятельность лицензируется, стоимость проезда определяет сам перевозчик, четких тарифов нет, к тому же нет и льгот.

Если цена проезда не устраивает, можно пожаловаться в Минтранс, но это вряд ли что-то даст. Проще всего добиться справедливости, если нарушаются правила перевозки пассажиров в салоне – например, водитель курит, громко включает музыку, говорит по телефону.

Для этого нужно, в первую очередь, написать жалобу в Роспотребнадзор, лучше всего – коллективную. И быть готовым предъявить вещественные доказательства, скажем, снять курение водителя на видеокамеру сотового телефона.

Что касается травматизма – из-за аварии или по другим причинам – вы быстрее получите компенсацию физического и морального ущерба, если в ДПТ водитель виноват сам и его вина доказана. Весь частный транспорт застрахован по ОСАГО, и именно из этих денег вам должны компенсировать ущерб.

Если же виноват не он, страховку - как третья сторона - получит перевозчик. Когда по вине водителя случается авария, в которой получают травмы или гибнут пассажиры, перевозчика никто не лишает лицензии. Если задаться целью, можно этого добиться, только жалобы в разные инстанции придется писать тоннами".

Бюрократическая система, конечно, инертна. Но кто, кроме нас самих, защитит наши права? Так что жалобы имеет смысл писать. И сделать это повсеместной практикой – ради собственной безопасности.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить