Ученые разоблачили миф о супероружии германских шпионов

Подделкой оказались живые бактерии из ампул с так называемой "бессмертной" сибирской язвой, которой якобы немецкие шпионы отравили в 1917 году норвежских оленей. К такому выводу пришли в ходе исследований генетики. Была ли сделана подделка специально или это получилось случайно — неизвестно.

Как пишут ученые в своей статье, опубликованной в журнале mBio, доказательством того, что споры сибирской язвы могут выживать целых 80 лет, находясь в жидкости, служила работа ученых, которые первыми изучили бактерии из этих немецких ампул. Сегодня стало понятно, что это не так.

"Ампулы содержали в себе ДНК возбудителей сибирской язвы, но не живых микробов", — заявил Пол Кайм (Paul Keim) из университета Аризоны в Флагстаффе (США).

Когда в 1917 году шведский спортсмен по имени Отто фон Розен, по совместительству германский шпион, был пойман в городе Карасйокв Норвегии с крайне необычным грузом, началась вся эта история, похожая на детектив. В багаже фон Розена были обнаружены бутылки с токсином кураре. Кроме них полиция нашла и большие ломти, похожие на сахар, внутри которых разместились пробирки со спорами сибирской язвы (Bacillus anthracis).

Сотрудники органов предположили, что содержимое сахара спортсмен-шпион собирался скормить оленям, на которых доставлялись припасы и оружие войскам Антанты.

До 1997 года сахар и пробирки в том виде, в каком они были конфискованы, хранились в музее полиции Норвегии в Осло. Затем их перевезли в лаборатории Министерства обороны Великобритании для изучения. Спустя год совершенно сенсационная статья была опубликована в журнале Nature. В материале сотрудники лаборатории утверждали, что смогли "воскресить" сибирскую язву, несмотря на то, что ее споры более 80 лет пролежали в пробирке.

В то время технологии секвенирования геномов и методы их сравнения между собой тогда находились в зачаточном состоянии, поэтому результаты проведенных британцами экспериментов ни у кого не вызвали сомнения, рассказывает Кайм.

Однако после первой же глубокой проверки стало понятно: ученые обманули сами себя. Интересно и то, что разоблачение этой истории произошло тоже почти случайно: Кайм и его коллеги расследовали один из случаев "рассылки" спор сибирской язвы в конвертах по государственным учреждениям США в 2001 году. Вот тогда-то, пытаясь найти источник этих бактерий по просьбе ФБР, генетики проанализировали, среди многих других, и "шпионский" штамм из Норвегии.

Однако тогда главной задачей Кайма был поиск источника "спор Буша", а не раскрытие тайн истории, поэтому особого значения "шпионскому" штамму ученые не придали. Лишь в 2013 году, когда к ученому обратились его коллеги из из структур, близких к Министерству обороны Германии, эта история всплыла заново.

Исследуя образцы из пробирок фон Розена американские и немецкие ученые выяснили, что ДНК из "шпионских" пробирок и предположительные "живые" бактерии из них принадлежали к двум разным штаммам сибирской язвы, в то время как, геномы "живых" бактерий фактически полностью совпадали с ДНК "штамма из Эймса", который сегодня используется для разработки вакцин.

Так ученым стало понятно, что "воскрешение" немецкой сибирской язвы британскими учеными было или непреднамеренной ошибкой, или злонамеренной подделкой, потому что "штамм из Эймса" впервые был выведен только в 1981 году, спустя 64 года после появления "шпионских пробирок", хранившихся все эти годы опечатанными. Попасть штамм в пробирки мог только по недосмотру или по специальному намерению британских исследователей, это и положило начало легенде о "бессмертной" шпионской сибирской язве.

Турецкий юрист предупредил, что убийцу российского пилота Су-24 Альпарслана Челика могут казнить в тюрьме сами же заключенные — за ущерб их семьям и родным после введения Россией санкций против Анкары