Глобальные выбросы CO₂, которые человечество так долго пытается сократить, в 2025 году снова достигли исторического максимума. Мир наращивает "зелёные" мощности, закрывает угольные станции, переходит на электромобили, развивает солнечную энергетику и энергоэффективные бытовые приборы, но этих усилий пока недостаточно, чтобы остановить общий рост потребления энергии. Поэтому концентрация углекислого газа в атмосфере продолжает медленно, но уверенно двигаться вверх, усиливая последствия климатических изменений.
По данным глобального углеродного бюджета, выбросы CO₂ от сжигания ископаемого топлива в 2025 году составляют 38,1 млрд тонн — больше, чем годом ранее, и это снова рекорд. Растущему потреблению энергии противостоит лишь частичное замещение нефти и угля возобновляемыми источниками.
Тем временем климатические процессы ускоряются: тают ледники, увеличивается частота засух, а природные поглотители углерода — леса и океаны — постепенно теряют способность "удерживать" CO₂.
В ряде стран выбросы действительно снижаются, но глобального перелома пока нет. Учёные подчёркивают, что оставшийся углеродный бюджет стремительно уменьшается, а температура Земли продолжает расти.
"Поскольку выбросы CO2 продолжают расти, вероятность того, что глобальное потепление не превысит 1,5 °C, снижается", — заявил профессор Пьер Фридлингштейн.
Учёные отмечают, что при нынешнем уровне выбросов допустимый объём CO₂, который ещё можно выпустить в атмосферу без превышения потепления на 1,5 °C, закончится примерно за четыре года.
Особую тревогу вызывает то, что некоторые тропические экосистемы — прежде мощные углеродные поглотители — всё чаще становятся источниками выбросов из-за вырубок и повышения температуры.
| Регион | Тенденция 2025 года | Причины |
| Китай | +0,4% | Рост ВИЭ, умеренный рост потребления энергии |
| Индия | +1,4% | Более ранний сезон дождей, рост ВИЭ |
| США | +1,9% | Холодная зима, восстановление промышленности |
| ЕС | +0,4% | Сезонные факторы, энергопереход продолжается |
| Япония | -2,2% | Продолжение долгосрочного снижения |
| Остальной мир | +1,1% | Рост населения и экономики |
Каждое действие минимально, но суммарно формирует заметный эффект.
Если мир резко сократит использование ископаемого топлива? Тогда углеродный бюджет "растянется" на большее количество лет, а природные поглотители смогут восстановить способность удерживать CO₂. Это также замедлит таяние ледников и снизит вероятность экстремальных климатических явлений, влияющих на урожай, страховки, питание и инфраструктуру.
| Решение | Плюсы | Минусы |
| Электромобили | меньше выбросов, экономия на топливе | дорогие батареи, нужна инфраструктура |
| Солнечные панели | автономность, снижение счета за электричество | зависимость от региона и погоды |
| Тепловые насосы | высокоэффективное отопление | высокая цена установки |
| ВИЭ на уровне страны | снижение углеродного следа | необходимость крупных инвестиций |
Как выбрать технику с низким углеродным следом?
Ориентироваться на маркировку энергоэффективности, показатели шума, наличие "умных" режимов и автоматических датчиков.
Сколько стоит установка солнечных панелей?
Цена зависит от региона, мощности и качества инвертора. В среднем комплект для дома стоит как бытовое оборудование класса премиум.
Что лучше: электромобиль или гибрид?
Для ежедневных городских поездок — электромобиль. Для дальних маршрутов и районов с малым количеством зарядных станций — гибрид.
За 60 лет способность мирового океана поглощать CO₂ снизилась из-за его постепительного нагревания.
Международная авиация в 2025 году впервые превысила уровень выбросов, существовавший до пандемии.
Около половины выбросов от вырубки лесов компенсируется новыми лесопосадками.
Несмотря на масштабные усилия по развитию возобновляемых источников энергии, улучшению энергоэффективности и снижению зависимости от ископаемого топлива, мир в 2025 году снова фиксирует рекордные выбросы CO₂. Углеродный бюджет стремительно уменьшается, природные экосистемы теряют способность поглощать углекислый газ, а климатические последствия становятся всё заметнее.
Главный вывод очевиден: без ускоренного перехода к низкоуглеродным технологиям, строгой климатической политики и личного участия людей — от выбора бытовой техники до способа передвижения — переломить ситуацию будет невозможно.