Ученые нашли гигантскую черную дыру недалеко от Земли

A&A: в 2 тыс. световых лет от Земли открыта черная дыра массой в 33 Солнца

1:59

Группа международных астрономов, используя космический телескоп Gaia, обнаружила огромную черную дыру, расположенную относительно недалеко от Земли. Этому объекту было дано название Gaia-BH3. Результаты исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysicals (A&A).

Gaia-BH3 находится на расстоянии примерно 2 тысяч световых лет от Земли. Она стала второй по близости к нашей планете и самой крупной в галактике Млечный Путь в своем классе — ее масса составляет примерно 33 массы Солнца.

Для сравнения, предыдущий рекорд принадлежал черной дыре Cyg X-1 в созвездии Лебедя, масса которой оказалась в 20 раз больше массы нашего Солнца. Ближайшая к Земле из известных черных дыр, Gaia-BH1, имеет массу примерно 9,6 массы Солнца и расположена на расстоянии около 1,56 тысяч световых лет от нашей планеты.

Эту мощную гравитационную воронку удалось обнаружить благодаря гравитационным колебаниям звезды в созвездии Орла.

По словам исследователей, Gaia-BH3 возникла в результате коллапса массивной звезды. Она в миллионы раз меньше сверхмассивной черной дыры Стрелец А* в центре Млечного Пути, масса которой превышает массу Солнца в 4,2 миллиона раз. Однако Стрелец А* принадлежит к другому классу черных дыр с иным механизмом образования.

Астрономы подчеркивают, что обнаружение Gaia-BH3 стало значимым событием в исследовании космоса, поскольку впервые удалось обнаружить "спящую" черную дыру. Это означает, что Gaia-BH3 находится в состоянии покоя и не активно поглощает окружающее вещество.