Самые яркий гамма-взрыв за историю наблюдений произошёл верхний слой земной атмосферы

Самый яркий гамма-взрыв потряс верхние слои атмосферы Земли

2:33

Мощный всплеск гамма-лучей, возможно, самый интенсивный с момента Большого взрыва, вызвал сильные возмущения вблизи Земли, как показывают последние исследования.

Яркий гамма-всплеск, получивший имя "самый светлый за всё время" или GRB 221009A, был обнаружен в октябре 2022 года несколькими космическими спутниками для обнаружения высокоэнергетических явлений вблизи Земли.

Предполагается, что GRB 221009A произошел, когда массивная звезда, находящаяся на расстоянии более 2 млрд световых лет от Земли, подверглась взрыву, образуя сверхновую, а затем коллапсировала в черную дыру. При попадании излучения всплеска на Землю он вызвал серьезные изменения в ионосфере планеты. Этот атмосферный слой, простирающийся на высоту от 30 до 600 миль, богат электрически заряженными частицами, и изучение этих эффектов может раскрывать возможные влияния гамма-всплесков на окружающую среду.

"С 1960-х годов мы регистрируем гамма-всплески, и эти были самыми мощными", — отметил ученый Пьетро Убертини из Национального института астрофизики, соавтор статьи, опубликованной в Nature Communications 14 ноября.

GRB 221009A оказался не менее 10 раз мощнее, чем следующий по энергии гамма-всплеск, зарегистрированный ранее. Фотоны этого всплеска обладали энергией более 18 ТэВ, что значительно превосходит энергию, генерируемую Большим адронным коллайдером.

Считается, что в течение 800 секунд, когда гамма-лучи GRB 221009A достигали Земли, они передали достаточно энергии для нарушения ионосферы в течение нескольких часов. Эффекты этого взрыва были заметны даже на нижних слоях ионосферы, всего в нескольких десятках километров над поверхностью Земли, что свидетельствует о значительном воздействии.

Эти результаты подчеркивают важность изучения воздействия космических событий на земную атмосферу и поднимают вопросы о возможных последствиях для жизни на планете. Дальнейшие наблюдения и корреляция данных с другими гамма-всплесками помогут лучше понять эти явления и их потенциальные воздействия.