В крови комодских "драконов" обнаружился необычный антисептик

Немало опасных бактерий, в том числе и почти неуязвимые "супермикробы", стойкие к действию антибиотиков, способен убить мощный антисептик, обнаруженный учеными в крови комодских варанов. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале npj Biofilms and Microbiomes.

По мнению биологов, это даже нечто большее, чем антисептик или антибиотик: белок VK25 не только убивают множество разных микробов, но помогает затягиваться ранам, стимулируя рост клеток кожи и уничтожая бактериальные пленки.

"Все это указывает на то, что данный белок можно использовать в качестве основы для крема для лечения ран", — рассказывают Моника ван Хук (Monique van Hoek) из университета Джорджа Мейсона в Фейрфаксе (США) и ее коллеги.

Около десяти лет назад биологи обнаружили, что слюна и рот варанов содержит в себе целый букет различных смертоносных бактерий, вызывающих сепсис и гангрену при попадании в тело человека или животных. Правда, с таким утверждением были согласны не все ученые: многие считали, что опасные бактерии попадают в слюну варанов из-за падали, которую они поедают.

Но тот факт, что эти самые болезнетворные бактерии никак не влияют на жизнь самих варанов, заставил призадуматься биологов над вопросом: почему так происходит? И они попытались найти ответ на этот вопрос в крови самих варанов.

Оказалось, что кровь варанов содержит в себе единственный, но очень мощный белок-антисептик VK25. Это вещество, как показали эксперименты на мышах, зараженных разными видами опасных микробов, может уничтожать сразу несколько видов патогенов, ослабляя их клеточные стенки и разрушая пленки из бактерий, формирующиеся на краях раны: золотистый стафилококк, синегнойные палочки и даже бактерию-убийцу Burkholderia thailandensis, которая может убить человека за 24 часа.

И это еще не все полезные качества обнаруженного белка: благодаря ему улучшается миграция клетов кожи, что помогает ранам быстрее затягиваться.

Открыв столь интересное вещество, ученые попытались сделать его еще более эффективным, внося случайные мутации в структуру белка VK25. Продуктом этих усилий стало создание вещества DRGN-1 — более эффективной синтетической версии VK25, отличающейся от прародителя всего на две аминокислоты.

В ближайшее время ученые планируют проверить, будет ли DRGN-1 подавлять четырех других опасных микробов, заражающих раны, и приступят к доклиническим испытаниям на крысах и других животных.

Напомним, комодские вараны, или "драконы", как их называют местные жители, это самые крупные на Земле ящерицы — измельчавшие потомки гигантских трехметровых мега-варанов Австралии, с которыми сражались первые аборигены южного континента.