Натан ЭЙСМОНТ – об опасной и глобальной проблеме космоса

Российские ученые на околоземной орбите нашли нечто, похожее на пленку. Эксперты отмечают, что она представляет опасность для спутников и космических кораблей.

Откуда она взялась? Этот вопрос теперь волнует исследователей. По своим характеристикам это нечто с очень малой массой и большим размером разной формы. Иногда объект дает интересный блеск, а иногда вообще исчезает из поля зрения. Возможно, это пленка, которая отслаивается от старых или даже работающих аппаратов и парит в невесомости. Перед учеными стоит задача — решить, как очистить околоземную орбиту от мусора.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к ведущему научному сотруднику Института космических исследований РАН Натану Эйсмонту.

— Сотрудники Российской академии наук при Баллистическом центре Института прикладной математики имени М.В. Келдыша обнаружили в космосе нечто… Было сделано предположение: вероятнее всего, это пленка, которая отслаивается от старых или даже работающих аппаратов и теперь парит в невесомости. Можно ли доверять этой информации? Насколько это опасно?

— Я хочу сказать, что действительно есть специальная команда в Институте прикладной математики, которая занимается проблемами мусора в космосе. Кроме того, они участвуют в программе по обнаружению околоземных астероидов. Это квалифицированные люди.

Натан ЭЙСМАНТ – об опасной и глобальной проблеме космоса

Что касается этой пленки, об этом сообщают уже не в первый раз. Действительно космические аппараты имеют вакуумную теплоизоляцию — это многослойное одеяло, которое состоит из очень тонких листов фольги — в несколько слоев. Если вы посмотрите на фотографию реальных аппаратов, вы увидите на них это нечто непонятной формы. Эти аппараты находятся на геостационарной орбите: именно о них идет речь; установки не живут вечно, но в то же время они остаются на этой высокой орбите довольно долго. Постепенно аппараты разрушаются, пленка, если ее размотать, то будет довольно больших размеров — десятки метров. Конечно, объекты таких размеров можно увидеть; ученые телескопами даже определяют их орбиты, которые представляют опасность. Но пока специалисты не могут найти приемлемый способ, что с ними делать.

Главная проблема — это высокая орбита (36 тысяч километров над Землей). И даже те гипотетические способы, которые сейчас предлагаются для удаления мусора с этих орбит, — это очень дорогостоящее занятие. Важно предотвращать такого рода распад этих аппаратов.

— Чем это грозит? Это чревато столкновениями новых аппаратов со старыми? Получается, что мусор в космосе становится все более существенной и глобальной проблемой?

— Геостационарная орбита сейчас довольно сильно зашлакована. Аппараты, отработавшие свой срок, представляют опасность для действующих. Необходимо как минимум принять срочные меры, чтобы с этих орбит (после того, как аппараты перестали функционировать) их как-то удалять на орбиты ниже или выше. Частично такие меры предпринимаются. Но сказать, что это уже стало правилом для всех, кто запускает технику на геостационар, пока нельзя.

Натан ЭЙСМАНТ – об опасной и глобальной проблеме космоса

В связи с этим идут обсуждения между ведущими космическими державами — в рамках Комитета по мирному использованию космического пространства при ООН. Основные игроки — это, конечно, Россия, США, а также европейцы, китайцы. Они базируются в Вене и регулярно два раза в год собираются. Относительно снижения загрязнений в космосе были предложены меры рекомендательного характера, но приняты они фактически всеми странами-участниками.

Это серьезная проблема! Казалось бы, геостационар далеко — и там не может быть так много аппаратов. Но постепенно они накапливаются. В результате такие пленки обнаруживают те средства, которые даже есть у не столь мощных организаций как, скажем, Институт прикладной математики.

Фото: nasa.gov