Инна НОВИКОВА: ко дню рождения Ленина надо забыть про вилы и лопаты

Прошло почти сто лет, и фигура Ленина, вроде бы изученная, исследованная и препарированная до основания, вдруг становится одной из основных загадок нынешнего космическо-кибернетического столетия. Кем он был? Каким он был? Откуда взял денег на революцию? (А то, что брал, — это 100%. Нет денег — нет революции, это мы теперь точно знаем.) Состоял ли в супружеских отношениях с Надеждой Крупской и любил ли Инессу Арманд? Навредил ли России или помог? Стоит ли его перезахоронить на христианском кладбище — или оставить в саркофаге в Мавзолее?

Вопросов много. Ответы у каждого свои. Удивительно, что в этой длящейся не одно десятилетие дискуссии не слышно мнения хоть и немногочисленных, но все-таки имеющихся у Владимира Ильича ныне здравствующих родственников; точнее, вполне себе близких потомков. Нет-нет, это не дети или внуки. Детей, как всем известно, в семье вождя мирового пролетариата не было.

В 1993 году мне довелось побывать в гостях у родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой, дочери младшего брата Дмитрия Ильича Ульянова, мы говорили про ее новую книгу "Мой дядя — Ленин". Уж не помню, какими собственными родственными откровениями в этом произведении она делилась, учитывая, что она родилась в 1922 году, а дядя умер, как известно, в 1924-м. Наверное, там были детские и юношеские воспоминания о семейных рассказах. Ну и Ольга Дмитриевна вела активную партийную жизнь, участвовала во всех съездах КПСС и была хранительницей партбилета №1 этой партии, принадлежавшего В. И. Ленину. Так что ей было о чем вспомнить.

Жила Ольга Дмитриевна в тихом переулочке недалеко от Пушкинской, в очень по тогдашним временам престижном доме. Конечно, она была более чем обласкана властью, если не с рождения, то в застойный период уж точно, однако мне она показалась скромной, доброжелательной, интеллигентной и в то же время очень простой в общении. Хотя обиделась, когда я по молодости лет нагло заявила, что не могла увидеть ее книгу в Музее Ленина, потому что по таким музеям я сроду не ходила. Сейчас я понимаю, что могла бы и придержать язык. Ей и так было несладко.

Мы встречались, кажется, летом 1993 года, незадолго до трагических событий 3-4 октября у Верховного Совета. "Прожекторы перестройки" уже вовсю светили и слепили обалдевший народ, гласность выпрыгивала из всех теле- и радиоканалов, газет и особенно журналов. Но какие-то, не побоюсь этого слова, советские скрепы еще хрустели в мозгах граждан недавно погибшего СССР. Мы тогда еще не осознавали глубины потерь. Но вся страна была в шоке.

И трудно передать, в каком шоке жила в те годы Ольга Дмитриевна. Безусловно, она особо болезненно переживала начавшуюся смену эпох и переосмысление ценностей. Точнее, в лихие 90е это было не переосмысление, а слом, революционное "аля-улю". Примерно то же, что сейчас творится на Украине. Но у нас это было в смягченном виде — без кампании всепоглощающей декоммунизации, но со сносом старых памятников, появлением "новых" героев и массовыми переименованиями сомнительного свойства.

По многим семьям проехалась та эпоха. Но для племянницы Ленина это была не абстракция в виде октябрятского значка или стишка "Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой", а ее семья, детские воспоминания, семейные фотографии, посуда в шкафу и какие-то бытовые мелочи типа бабушкиной заколки для волос или любимой ложки.

К сожалению, Ольга Дмитриевна, а она умерла в 2011 году на 90-м году жизни, застала не только всю эту безумную перестройку, но и впоследствии вынуждена была высказаться по прежде немыслимой для нее теме о перезахоронении ее близкого родственника. Конечно, она была категорически против: "Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону. Закон Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" предусматривает: если отсутствует завещание умершего покоиться на каком-то определенном кладбище и нет согласия родных о перезахоронении, его останки должны оставаться захороненными на прежнем месте. Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте — в 53 года, и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти".

На прошлой неделе социологи "Левада-центра" обнародовали данные опроса, в ходе которого 31 процент опрошенных хочет, чтобы тело Ленина оставалось в Мавзолее на Красной площади. 32% респондентов предлагают похоронить его у Кремлевской стены, а еще 26% — на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

При этом большинство россиян (79%) высказались против сноса памятников Владимиру Ленину в России. И только 4% респондентов заявили о необходимости демонтировать память о нем. Выросло и число тех, кто позитивно оценивает роль Ленина в истории. Вроде бы уже всё, дискуссия бессмысленна и бесконечна, пора остановиться как минимум на несколько десятилетий. Но наши политики всегда готовы к приближению очередного 22 апреля и ждут его с нетерпением во имя надежды на набор политических очков.

Сегодня депутаты ГД от "Единой России" и ЛДПР внесли законопроект, в котором придумали-таки юридический механизм для захоронения останков Владимира Ленина. Конечно, никто и не скрывает, что законопроект приурочен ко дню рождения вождя большевиков 22 апреля.

"Согласно поправкам в закон "О погребении" авторы предусмотрели создание межведомственной комиссии, которая будет заниматься вопросом перезахоронения останков исторических личностей. Речь идет о лидере большевиков Владимире Ленине, юридические основания для перезахоронения которого сейчас отсутствуют в правовом поле. Внесенный законопроект должен восполнить юридический пробел и наконец поставить точку в деле Ленина", — пояснил инициативу Владимир Сысоев. В общем, политики не могут не копать.

Самое мудрое мнение высказала Русская православная церковь. Они вообще очень взвешенно всегда подходят к подобным вопросам и не допускают даже тени сомнения при принятии решений, вспомним ее отношение к вопросу захоронения останков царской семьи. В РПЦ заявили, что в вопросе захоронения тела Владимира Ленина необходимо дождаться "согласия в обществе".

Вот только согласия придется ждать хорошо если несколько веков. Ведь до сих пор идут баталии о роли в истории князя Владимира, Ивана Грозного, Петра Первого, Николая Второго. Да и Александру Невскому некоторые ставят в вину победу в Ледовом побоище в 1242 году, которая помешала Руси стать частью цивилизованной Европы и отправила ее по своему собственному независимому "медвежьему" пути.

Может быть, обществу пора уже остановиться. Пусть прошлое останется в прошлом. Историю гораздо лучше изучать без лопаты или вил в руках.

Раз уж так случилось, что в центре Москвы был возведен нетрадиционный для нашей культуры, но вполне в нее вписавшийся Мавзолей, памятник архитектуры, достопримечательность столицы, то пусть он уже и стоит как символ эпохи, ее побед и ошибок. Этот Мавзолей видел парад 7 ноября 1941 года, видел парад Победы 24 июня 1945 года, видел народный восторг 12 апреля 1961 года, ежегодные новогодние гуляния под Спасскими курантами москвичей и гостей столицы из разных десятилетий. И Ленин, к которому до сих по не иссякает народная тропа, тоже стал символом эпохи, России и Москвы. Но когда в обществе такие дискуссии — может, стоит тупо руководствоваться современным законодательством "О погребении" и учесть имеющиеся мнения близких родственников гражданина Владимира Ильича Ульянова, 1870 года рождения, родившегося в Симбирске 22 апреля 1870 года, умершего в подмосковных Горках 21 января 1924 года и похороненного в Москве 27 января 1924 года.

Мы же живем в гражданском обществе. Или как?

Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

Обсудить