Исполняется 70 лет со дня рождения писателя Венедикта Ерофеева

Поклонники творчества автора знаменитой повести-поэмы "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева вспоминают своего любимого писателя, которому в пятницу исполнилось бы 70 лет. Никаких официальных торжеств по поводу юбилейной даты не предвидится, но, как и в предыдущие годы, в этот день почитатели таланта Ерофеева и его друзья придут в скверик на площади Борьбы в Москве, где установлен памятник главному герою повести - Веничке и его возлюбленной - "девушке с косой от затылка до попы, девушке, которая не девушка, а баллада ля-бемоль-мажор и волхвование". Почтят память писателя и в его родном городе Кировске Мурманской области, где расположен Хибинский литературный музей Венедикта Ерофеева.

Читатели самиздата книги Ерофеева "Москва-Петушки" не подозревали, что эта книга будет издаваться многотысячными тиражами и спустя много лет после ее написания не утратит своей популярности, рассказал в интервью РИА Новости художник-нонконформист Вячеслав Калинин, ретроспективная выставка которого проходит сейчас в Третьяковской галерее. По словам Калинина, волей случая его картина "Жажда" была помещена на обложку "Москва-Петушки", которая вышла в парижском издательстве "Умка -Пресс" в 1977 году - он не знал, что это произойдет, однако считает, что картина идеально подходит под содержание книги. "Я впервые прочитал книгу за два года до этого - она ходила в рукописях и произвела на меня впечатление дикой радости. Это было похоже на глоток нашей жизни, которая кипела вокруг богемы", - рассказал художник. Именно на одном из таких богемных вечеров на Трубной - у фотографа Сычева, где часто собирались поэты и художники, он познакомился с Ерофеевым. "Веничка человек был для меня интересный, но не могу сказать, что мы близко приятельствовали, встречались и выпивали - он был молчалив и немногословен", - сказал Калинин. "Это было такое время - в воздухе веяло сквозняком, и "Москва-Петушки" была как бальзам на душу, однако тогда никто и не думал, что у этого произведения будет долгая судьба", - заключил он.

Своим ощущением "предназначенности" жизни и творчества Ерофеева с РИА Новости поделился известный писатель и драматург Алексей Слаповский. "Когда я его читал, и сейчас, когда думаю о нем, у меня возникает ощущение предназначенности, в том смысле, в котором можно вспомнить, например, Есенина. "Предназначенное расставание" - так он выражался", - рассказал писатель. Он подчеркнул, что, конечно, очень грустно, когда такие люди рано уходят из жизни, но выбор был сделан самим Ерофеевым, "в том числе и выбор относительно своего таланта". "Творческие люди часто делают выбор в пользу таланта или в пользу жизни. По моему мнению, Ерофеев, как это ни печально звучит, сделал выбор и не в пользу жизни, и не в пользу таланта", - добавил Слаповский. Он признался, что ему очень близко все то, о чем писал Ерофеев, и что его творчество стало в какой-то степени предостережением. "Как многие русские писатели, Венедикт Ерофеев показал, скорее, не путь, а тупик. Я имею в виду и тупик жизненный, и тупик творческий. И я очень ему благодарен за это, потому что были в моей биографии моменты, когда мне эта стенка виделась, но я туда не пошел", - рассказал писатель. Слаповский также подчеркнул, что Ерофеев особенно много сделал для русского современного литературного языка, показав, что можно писать на актуальные темы, не коверкая язык. "Задача - освоить действительность и при этом не поступиться языком - до сих пор актуальна. Действительность осваивается, но с языком при этом происходит черти что", - отметил он.

По мнению известного литературного критика Игоря Золотусского, Венедикт Ерофеев - это ни на кого не похожий писатель. "Многие прекрасные писатели советского периода нашей литературы, такие как Распутин, Белов, Абрамов, Шукшин, тоже не были похожи на официальную литературу, поощряемую государством. Но, тем не менее, Ерофеев не похож и на них", - сказал в интервью РИА Новости Золотусский. Он отметил также, что Ерофеев как личность, отразившаяся в своих сочинениях, выдвинулся далеко вперед. "Движение мысли, дерзости, русского ухарства еще не достигло той черты, которую перешел Ерофеев", - подчеркнул собеседник агентства. По словам Золотусского, сейчас таких авторов, как Ерофеев, нет, потому что "современные писатели в основном выросли на грядке литературы, в то время как Ерофеев вырос просто из почвы". Он подчеркнул и то, что в произведениях Ерофеева для того времени были нестандартные герои. "Это пьющие русские мужики, которые все понимали, были умными и даже, я бы сказал, в юморе преодолевали свое отчаяние", - заключил Золотусский.

Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом. Вырос в Кировске (север Кольского полуострова) в семье железнодорожного рабочего. В 1946 году его отец был арестован за "распространение антисоветской пропаганды" (рассказанный анекдот). Получил пять лет, был освобожден после смерти Сталина, затем посмертно реабилитирован. Мать выгнали с работы, и она уже была не в состоянии заботиться о детях. Веня оказался в детском доме города Кировска Мурманской области, где провел несколько лет. Будущий писатель всегда отлично учился. Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет. С юношеских лет знал и любил русскую литературу. С 16 лет начал писать стихи, подражая поэтам начала века, особенно Северянину. Первым сочинением считаются "Записки психопата" (1956-1958), начатые в 17-летнем возрасте. В 1955 году поступил на филологический факультет МГУ, через 1,5 года отчислен за непосещение занятий по военной подготовке, затем за "аморальное поведение" был отчислен и из Орехово-Зуевского пединстита. В 1961 году поступил во Владимирский педагогический институт имени Лебедева-Полянского, где за отличную успеваемость получал повышенную стипендию, но меньше чем через год был выдворен не только из института, но и из города Владимира за "моральное, нравственное и идейное разложение студентов института" (в 1960-е годы - обычная формулировка для отчисления студента с нестандартным образом мыслей). Многие годы скитался по стране, не имея постоянного жилья и прописки. Работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком стеклотары, библиотекарем и т.д. Во время скитаний писал свои сочинения. И тяжело, разрушительно пил, экспериментируя на себе, но при этом оставаясь для окружающих бесконечно добрым и порядочным. Наследие Ерофеева состоит всего из нескольких текстов. Создалось впечатление, что автор больше думал, чем говорил, а тем более писал.

Мировую известность Ерофееву принесла повесть "Москва-Петушки" (1969), написанная "на кабельных работах в Шереметьеве". Сочинение автобиографично, вынесено из внутреннего опыта. Проснувшись в "неизвестном подъезде", похмельный Веничка едет в Петушки - туда, где "небо сливается с землей", где живет его любовь, куда стремится его сердце. Подальше от злой Москвы, где человек обречен на грубость и непонимание, бездомность и неприкаянность. Стремление к иной жизни, к Петушкам, остается мечтой, благим пожеланием. Реальна и всесильна Москва. Скоростной путь в призрачные Петушки (идеальный, лучший мир) ведет по кругу, замкнутому на "Москве кабацкой". Петушки - лучше, светлее Москвы, но, похоже, часть того же мира: "А там, за Петушками... там совсем другое, но то же самое". Повесть не могла быть издана в то время в СССР. Через самиздат она попала за границу и вышла сначала в Израиле (1973), затем - в Париже (1977). В России книга была опубликована в 1988-1989 годах, сокращенно - в журнале "Трезвость и культура", полностью - в альманахе "Весть" (1988). В 2007 году в издательском доме "Союз" вышла аудиокнига "Москва-Петушки", текст которой прочитал скандально известный музыкант Сергей Шнуров. Многие сочинения писателя утеряны при переездах: "Записки психопата" (1956), роман "Дмитрий Шостакович" (1972). Перу Ерофеева принадлежит эссе "Василий Розанов глазами эксцентрика" (1973), впервые опубликованное в Нью-Йорке в 1983 году, очерк-монтаж "Моя маленькая лениниана" (1974). В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Писатель страдал неизлечимой болезнью - раком горла, но, даже будучи тяжело болен, работал над своим последним произведением - пятиактной трагедией "Вальпургиева ночь, или Шаги командора" (1987), увидевшей свет только после смерти автора. После смерти были опубликованы и его "Записные книжки". Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990 года.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить