Почему ABS не спасёт от аварии

Почему система ABS не спасёт от аварии

4:00

Система ABS старательно включается в "болтанку", пытаясь остановить автомобиль. Однако эффективность замедления не соответствует вашим ожиданиям. Разочарование нарастает, и в момент инстинкта вы нажимаете на педаль с еще большей силой, но понимаете, что это не дает никакого эффекта. В счастливых случаях, когда аварии удается избежать, вы можете заметить еще одно интригующее явление.

Когда скорость автомобиля снижается почти до пешеходной, интенсивность замедления еще больше уменьшается, а последние метры тормозного пути, кажется, толкают автомобиль вперед, как бы проверяя ваши нервы. В чем же причина этого необычного явления?

Виновата система ABS, тщательно разработанная для скользких поверхностей, которая, к сожалению, оказывается менее эффективной на таких дорогах. Эта неадекватность обусловлена принципом ее работы, который реагирует на ошибку водителя, обычно проявляющуюся в чрезмерном нажатии на педаль тормоза. Это, в свою очередь, приводит к блокировке колес, превращая эффективное замедление в неконтролируемое скольжение.

Для решения этой проблемы система ABS снижает давление в тормозном механизме заблокированного колеса, позволяя ему восстановить способность к качению, но вскоре после этого снова блокируется. Таким образом, в процессе торможения колесо проходит три различных состояния: блокировка, разблокировка и качение.

Кроме того, эффективное замедление достигается именно тогда, когда колесо начинает блокироваться. Однако, когда на дороге образуется ледяной покров, продолжительность эффективного торможения существенно ограничивается. Это ограничение возникает из-за того, что разблокировка тяжелого и инерционного колеса занимает много времени, особенно когда коэффициент сцепления с дорогой минимален. В ситуациях экстренного торможения этого драгоценного времени часто не хватает. Однако это еще не конец истории.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как система ABS определяет, заблокировано колесо или нет? Ответ кроется в специализированном датчике, который взаимодействует с зубчатым диском, вращающимся синхронно с колесом. Тем не менее, при такой установке возникает проблема: когда скорость падает ниже 4-5 км/ч, датчик теряет способность быстро определять состояние качения колеса.

Как следствие, система ABS отключается, а водитель, продолжая давить на тормоз, приводит к полной блокировке всех четырех колес. В результате эффективность торможения резко снижается. Возникает закономерный вопрос: как преодолеть эти недостатки системы ABS? Решение, как ни странно, довольно простое.

Во время интенсивного торможения, после первоначального сильного нажатия на педаль тормоза и активации системы ABS, мы постепенно ослабляем давление на педаль, пока работа системы не перейдет из непрерывного в прерывистый режим. Вместо постоянной вибрации вы будете ощущать лишь спорадические пульсации на педали. Это указывает на то, что все колеса находятся в состоянии максимального сцепления с дорогой, что приводит к высокоэффективному торможению.

А когда тормозной путь подходит к концу, когда ABS перестает работать, вы можете лично переключиться в режим пульсирующего торможения, применяя короткие и активные импульсы давления на педаль. Такой подход значительно сокращает тормозной путь на ветреной поверхности. Однако для приобретения такого навыка настоятельно рекомендуется пройти специализированное обучение на курсах повышения квалификации водителей.

Автор Даниил Полоников
Даниил Сергеевич Полоников (19 декабря 2003 года, Иваново) — студент НИУ ВШЭ, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Обсудить