100-летие подводного флота России: погружение в историю

Сегодня знаменательный день не только для всех людей, кто так или иначе причастен к подводному флоту. Этот юбилей важен в первую очередь с точки зрения государства. Он отражает мощь и опыт, накопленный Россией, за 100 лет проектирования, строительства и эксплуатации подлодок и другой подводной техники.

Небольшой экскурс в историю Российского подводного Флота ( по материалам интернет-сайтов ). 19 марта 1906 года подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Следовательно, именно эта дата стала точкой отсчета. Фактически же история подводного флота, в том числе и отечественного, уходит корнями в более отдаленные времена. Считается, что первую субмарину еще в 1620 году построили англичане. Плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов подал в 1718 году на имя Петра I челобитную с предложением построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург и повелел немедленно приступить к постройке.

В 1721 году судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку "потаенного судна большого корпуса". В августе 1724 году Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им "огненными трубами". Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась, а та, что построил плотник Ефим, сгнила в заброшенном сарае.

В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками. Русский изобретатель Александровский пришел к выводу, что решение проблемы подводного плавания немыслимо без механического двигателя. Лодка по его проекту была построена в 1866 году и развивала скорость не более полутора узлов и дальность плавания всего лишь три мили.

Смотрите фоторепортаж: СУБМАРИНЫ: Российский подводный щит

В 1884 году русский изобретатель Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель мощностью в одну лошадиную силу, приводимый в действие от аккумуляторной батареи и развившей на Неве под водой против течения скорость четыре узла.

Первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" была построена в 1904 году на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга Беклемишевым и инженер-механиком Горюновым. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора. "Дельфин" по своим тактико- техническим характеристикам превосходил подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством инженера Голланда.

"Дельфин" и положил начало возникновению подводного флота России, в которой уже в начале XX века имелись хорошо подготовленные кадры специалистов-подводников, в том числе почти 100 офицеров. Год за годом подводные лодки превращались в надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Впервые в этом качестве они заявили о себе в период Первой мировой войны, к окончанию которой русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования.

Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был "Гепард". 10 августа 1915 года у западного побережья острова Эзель он атаковал немецкий крейсер "Любек", шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. После чего погрузился на глубину 20 метров.

Отважные русские подводники только в кампанию 1915 года совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тысяч тонн. А ведь тогда наш подводный флот делал лишь первые шаги!

Много больших шагов вперед отечественный подводный флот сделал после Октябрьской революции 1917 года. К началу Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот СССР располагал уже 212 подводными лодками. Их высокие конструктивные данные, отличная морская выучка и стойкость экипажей сделали наши подводные лодки грозной боевой силой.

Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: "Один за всех и все за одного!" Ни на каком другом корабле эта традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или офицера зависит успех и жизнь всего экипажа. И советские подводники внесли большой вклад в Победу. Например, уже на завершающем этапе войны, 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Маринеско на подходах к Данцигской бухте атаковала и потопила фашистский лайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением 24484 тонн, а через десять дней она же торпедировала немецкий транспорт "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14680 тонн. На этих судах находилось в общей сложности около 10 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 1300 офицеров и матросов из экипажей фашистских подводных лодок, огромное количество военной техники, большие материальные ценности. В последние месяцы войны небывалый успех сопутствовал и экипажу подводной лодки К-52 под командованием капитана 3-го ранга Травкина. За четыре месяца до победы эта подводная лодка уничтожила шесть вражеских транспортов и сторожевой корабль.

Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать - стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились высоких государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.

Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризовался созданием подводных кораблей с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками. Были увеличены автономность плавания, глубина погружения, надводная и подводная скорости, количество торпедных аппаратов и водоизмещение. Начали строить океанские подводные лодки, которые по сравнению с морскими обладали повышенной автономностью плавания и совершали походы в самые отдаленные акватории мирового океана. Часть подводных кораблей уже имели к этому времени на вооружении баллистические и крылатые ракеты.

Примерно с середины 50-х годов в СССР было положено начало новому этапу в развитии ВМФ - созданию океанского ракетно-ядерного флота и, прежде всего, строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения.

Со временем в строительстве подводных судов определились два основных направления. Во-первых, это стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ракетно-ядерных ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Такие лодки вооружались баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса "корабль-земля" с ядерными боеголовками и торпедами для самообороны.

Во-вторых, это так называемые многоцелевые подводные лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами противника, а также для несения разведки и дозорной службы. Многоцелевые подводные лодки объединяют под одним названием многие типы лодок, вооруженных ракетами класса "корабль-корабль", торпедами и ракето-торпедами. Через трубы торпедных аппаратов они также могут производить постановку мин.

С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не "ныряющими", какими по существу были ранее. Запас энергии теперь позволяет подводному кораблю плавать под водой длительное время и всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить свое место в океане по солнцу или звездам, по космическим или радионавигационным системам.

В июле 1962 года атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" под командованием капитана 2-го ранга Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. Через год, в сентябре экипаж подводной лодки, которой командовал капитан 2-го ранга Сысоев, всплыв точно на Северном полюсе, водрузил над торосами Государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. В феврале-марте 1966 года группа атомных подводных лодок под руководством контр-адмирала Сорокина совершила кругосветное подводное плавание.

Новые условия плавания, и прежде всего большая продолжительность пребывания в море в подводном положении, насыщенность подводных кораблей сложной техникой, предъявляют ко всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен, решителен, физически крепок и способен действовать в любой обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой психологической выносливостью.

Основные мероприятия по празднованию юбилея проходят в Северодвинске (Архангельская область). Северодвинск уже стал единой сценической площадкой для III Международного фестиваля морских фильмов "Мы из Подплава" , посвященного подводникам России. В конкурсном показе фестиваля принимают участие работы известных российских и зарубежных кинематографистов.

Сегодня на стапелях “Севмашпредприятия” в Северодвинске заложена стратегическая атомная подлодка 4-го поколения "Владимир Мономах" (проект "Борей"). "На это строительство выделен 1 миллиард рублей", - сообщил журналистам главком ВМФ адмирал Владимир Масорин. По его словам, новый крейсер будет оснащен морской стратегической ядерной ракетой "Булава".

В ближайшие 10 лет будет построено 6 лодок 4-го поколения, и это позволит полностью обновить морские стратегические ядерные силы России. Процесс создания АПЛ проекта "Борей" рассчитан таким образом, чтобы с минимальным интервалом, начиная с 2008 года, в боевой состав флота поступали лодки этого типа. В церемонии закладки новой АПЛ участвовали и представители “ПРАВДЫ.Ру”.

Сегодня вечером в честь праздника “Севмашпредприятие” сделает всем северодвинцам грандиозный подарок - на площади Победы впервые в городе состоится лазерное шоу.

Лазерная графика, которую продемонстрируют приглашенные из Москвы специалисты, представит подводные лодки, которые в различные годы закладывались на СМП. В течение получаса центральная площадь города будет светиться разноцветными лазерными лучами, после чего состоится салют - финальная точка праздничных мероприятий к 100-летию отечественного подплава.

Лариса Рудакова, по материалам Octopus.Ru

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить