Ростислав ИЩЕНКО: согласовывать позиции США и России — это задача не для Волкера

21 августа в Минске встречаются помощник президента РФ Владислав Сурков и спецпредставитель США по урегулированию украинского конфликта Курт Волкер. Эксперты полагают, что эта встреча поможет разморозить процесс выполнения минских соглашений. "Киев не будет срывать договоренности, ведь он движется в русле Вашингтона и принимает все, что приходит ему со стороны Трампа. Речь идет о глобальной сделке между США и РФ, частью которой является Украина", — считает украинский политолог Дмитрий Корнейчук.

О чем могут договориться Владислав Сурков и Курт Волкер, "Правде.Ру" рассказал президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

— Можно ли рассчитывать, что встреча Владислава Суркова и Курта Волкера сдвинет минский процесс с мертвой точки?

— Нет, нельзя. Потому что они не являются участниками минского процесса. Вашингтон оказывает влияние не на процесс, Вашингтон оказывает влияние на Украину — так же, как Берлин и Париж. Влияния Германии и Франции до сих пор не хватало для того, чтобы разморозить минский процесс. США уже давно подключились; еще в конце 2016 года господин Байден, выступая в раде, потребовал от Украины немедленно начать выполнять минские соглашения. Но ничего не произошло. Сейчас на это также не приходится рассчитывать. Тем более, что согласовывать позиции России и США — это задача не для таких переговоров. Дальше участников минского процесса можно стимулировать, а можно и не стимулировать. Но если Украина на самом высоком уровне заявляет, что не может, не хочет и не будет выполнять эти обязательства — значит, она их выполнять не будет.

— Какие вопросы по ситуации на Украине могут стать предметом обсуждения в ходе этой встречи?

— У России и США, помимо Украины, есть масса своих проблем. Украинский кризис является только одной из них. В данной ситуации просто идет нащупывание возможных путей для какого-то компромисса между Россией и США. Но это нащупывание может продолжаться и двадцать, и пятьдесят лет. Например, переговоры по разоружению ведутся, начиная с 70-х годов, и до сих пор еще не закончились. Многие договоры, которые тогда были заключены, сейчас неформально денонсированы. Волкер не представляет Украину, он представляет США. То есть речь может идти о российско-американских отношениях, но никак не о российско-украинских.

— Есть ли вероятность того, что обе стороны договорятся о каких-то взаимных уступках по вопросу урегулирования конфликта на Украине?

— Повторюсь: Владислав Сурков и Курт Волкер могут только нащупать какие-то возможные компромиссные точки, а дальше по этому поводу будут вестись переговоры на уровне министерств иностранных дел. После этого договоренности будут фиксироваться на уровне глав государств. Но сами по себе Сурков и Волкер не могут даже править договор. Если говорить в целом, то у России есть позиция по украинскому кризису и у США есть позиция по украинскому кризису. Дальше эти позиции надо как-то сводить. Но их можно свести, а можно и не свести. Например, по сирийскому кризису позиции не свели, и в Астане стали договариваться без США.

Украинский кризис сейчас вообще отложен на потом. Чтобы его разрешить, нужны не только пожелания, но еще и ресурсы. Допустим, завтра Москва и Вашингтон договорятся, что надо поменять режим Порошенко. Как его будут менять? Позвонят и скажут: "Петя, уходи"? Или будут веником его гнать? Для этого надо вложить определенный ресурс: либо произвести внутренний переворот, либо отправить туда войска. Но следующий режим кто-то должен будет каким-то образом поддерживать. Это проблема не на один год и даже не на пять лет. Пока что ни у кого возможностей как-то серьезно повлиять на ситуацию на Украине нет, просто потому, что все заняты в других местах, в более важных, стратегических точках.

— То есть в Донбассе будет классический замороженный конфликт?

— Пока что ни о чем договориться невозможно. Да, так все будет продолжаться. Сурков уже встречался с Нуланд два года назад. Ну и что? Они побеседовали. Событие хорошее, но "детей нет". В самом же факте встречи ничего плохого нет, наоборот, это хорошо, что такие переговоры ведутся. Но рассчитывать на то, что эта встреча станет выдающимся прорывом, не приходится, она такой не будет. Это только лишь очередной шаг.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *